Пещера Алътамира, или вершина мадленского искусства
В живописи пещеры Альтамира (Кан-табрия, Испания) нашли место все упомянутые достижения, что позволяет считать ее вершиной палеолитического искусства. На глинистой поверхности потолка большого зала выделяются по-лихромные изображения бизонов в сочетании с пятнами локального красного цвета и неправильной формы. Цветовая гамма обогащена охристыми, красными, бурыми, желтыми и черными тонами, придающими объем фигурам, обведенным черным контуром. Позы животных разнообразны, одни представлены лежащими и отдыхающими, другие кажутся мычащими или приготовившимися к нападению. Вызывает восхищение умелое использование природных неровностей скалистой стены для подчеркивания выпуклости тел таким образом, что простое цветовое пятно делает возможной передачу объема. Примером могут служить отдыхающие бизоны; здесь черным контуром мастерски обведены выпуклости на своде пещеры.
Одно из многочисленных изображений самки оленя, имеющихся на стенах пещеры Альтамира (Кантабрия, Испания) — одного из самых замечательных палеолитических святилищ, замечательного памятника франко-кантабрийского искусства. В этом изображении поражают тщательно проработанная фактура и внимание к деталям. Великолепное мастерство, с которым выполнены сцены, запечатленные на стенах этой пещеры, — заслуживающее восхищения свидетельство зарождения настенной живописи, развивающейся в Средиземноморье в мадленский период. Воистину неоспоримым достоинством альтамирских художников следует признать их умение использовать выходы скальных пород грота, трансформируя их в образы, полные жизни.
Без сомнения, еще одно важное достижение этого периода — точность изображений, придающая им правдоподобие. Соединенные фигуры животных образуют сложнейшие композиции; возникают и определенные принципы пространственной организации, где элементы либо представлены последовательно, по типу фриза, либо противопоставлены друг другу, как пара животных на стене пещеры Ласко.
Читайте далее:
- Открытие первобытного искусства: проблема его аутентичности
- Период ориньяк-перигор
- Неолитическая скульптура и рельеф
- Палеолит
- Сочетание изображений животных
- Глина, ставшая искусством: гончарное ремесло
- Значение искусства эпохи палеолита
- Наскальная живопись пещеры Ласко
- Анализ наскального искусства: его распределение и основа
- Период солютре
- Техника исполнения: краски, резьба и рельеф
- Период мадлен
- Рельефная резьба
- Средний мадлен
- Изображение животных
- Мадлен
- Знаки, или абстрактные формы изображения
- Мобильное искусство