Цветные отпечатки рук: позитивный и негативный варианты
Наряду с мужскими и женскими фигурами встречаются и цветные изображения ладоней. Очень часто их средний или безымянный палец выглядит укороченным; это дало возможность сделать предположение о существовании ритуального членовредительства, что еще окончательно не доказано.
Уже в самом начале неолита, в ориньякский период, во всем ареале Пиренеев появляются отпечатки рук на стенах пещер. Существует немалое количество изображений, прорисованных пальцем, в виде более или менее параллельных линий. Тем не менее, число таких памятников незначительно по сравнению с обнаруженным на сегодняшний день количеством цветных отпечатков ладоней.
Негатнвные изображения руки на одной из стен пещеры Пеш-Мерль (Лот, Франция). Эти изображения, считающиеся одним из древнейших выражений художественной деятельности палеолитического человека, выполнены в двух различных техниках. На негативных контур оттеняется цветом, на позитивных — ладонь предварительно покрывается красящим веществом, и в результате возникает полностью окрашенный рисунок.
Найдены многочисленные изображения ладоней, выполненные красной либо черной краской — вариация цветов, значение которой остается неизвестным для нас. Эти отпечатки исполнены двумя различными способами. Первый заключался в распылении красящего вещества через полую трубку-соломинку, на манер простейшего аэрографа; при этом сама ладонь выполняла роль экрана. В результате получался негативный отпечаток руки, окруженный ореолом в виде красочного пятна произвольной формы. Другие же отпечатки получались путем приложения ладоней, обмазанных красителем, к каменной поверхности стены; так возникали позитивы.
Негативные отпечатки встречаются чаще позитивных, точно так же, как изображений левых ладоней больше, чем изображений правых.
Отпечатки ладоней располагаются вдоль стены пещеры наподобие фризов, группами или поодиночке. Одиночные изображения, такие, как на стенах пещер Гаргас (французские Пиренеи) или Эль Кастильо (Кантабрия, Испания), обладают впечатляющей магической силой и, возможно, имеют магический смысл.
Читайте далее:
- Анализ наскального искусства: его распределение и основа
- Период мадлен
- Техника исполнения: краски, резьба и рельеф
- Средний мадлен
- Рельефная резьба
- Пещера Алътамира, или вершина мадленского искусства
- Изображение животных
- Мадлен
- Знаки, или абстрактные формы изображения
- Мобильное искусство
- Фигура человека
- От палеолита к неолиту
- Рельефные человеческие изображения: Венера Лоссельская
- Изменение художественных ориентиров
- Лобковые треугольники
- Левантийское искусство: стилизованный динамизм
- Фигуры смешанного типа
- Техника, тематика и интерпретация