Памятники

Изменение художественных ориентиров

Главная / Архитектурное искусcтво / Первобытное искусство / Изменение художественных ориентиров

Изменение художественных ориентировК концу мадленского периода все настойчивей становятся попытки передать средствами искусства изменчивый облик окружающего мира, что достигается главным образом путем изображения движущихся фигур и крайнего упрощения их очертаний. Применительно к настенной живописи эту тенденцию можно проиллюстрировать примером искусства обитателей восточной области Иберийского полуострова и севера Африки. Иберийское искусство — если говорить о мезолите — распространяется от Лльейды на севере до Альмерии на юге и постепенно переходит в искусство неолитического типа.

Племенные группы жили вблизи моря, что облегчало контакты с отдаленными культурами севера Европы и запада Азии. Намечаются существенные перемены в духовном содержании образов. Так, круг представлений символической магии, определившийся в палеолите, был расширен ввиду необходимости обслуживать повседневные потребности человека. Искусство покидает пещеры, изображения больше не скрываются в их глубине, не таятся в укромных местах, а располагаются вблизи от входов в скальные укрытия или даже снаружи — на склонах оврагов, на скалистых обрывах.

До сих пор изображения человека встречались в живописи нечасто. Не было и повествовательных сцен. Теперь человек начинает занимать основное место в пространстве, где он живет и является главным действующим лицом. Отныне главный герой искусства — человек общественный, занятый охотой, участвующий в битвах, обрабатывающий землю. В центре внимания не человек-индивидуальность, а член определенной общественной группы, то есть положение фигуры внутри сообщества.

Одомашнивание животных привело к тому, что они заняли более скромное место в искусстве, человек же занял место центра и хозяина окружающего мира.В охотничьих сценах зверь теперь довольствуется положением, подчиненным по отношению к человеку. Но продолжает сохраняться контраст между манерой изображения животных, натуралистической и близкой к реальности, и человека, чья фигура подвергается сильной геометрической стилизации.

Фрагмент наскальной живописи из Тассили (Алжир); на нем в манере, отличающейся натурализмом, тяготеющим к схематизации, запечатлено стадо крупного рогатого скота. Североафриканская живопись, творцы которой пользовались красной, желтой, черной и белой красками, дает иллюстрации к процессу развития постпалеолитических культур, поскольку здесь получили отражение разные этапы их создания, приходящиеся на период между VI и I тысячелетиями до н.э. Эти композиции могут служить документальным свидетельством процесса доместикации животных, происходившего на протяжении неолита. 

Читайте далее:

По материалам Wikipedia