Памятники

n

Народные традиции архитектуры Узбекистана

Главная / Народные традиции архитектуры Узбекистана
Синтез творчества архитектора и народных мастеров

Некоторые стройки должны быть оценены особо, как синтез творчества архитектора и народных мастеров. К ним относятся Академический театр и Театр им. Ташгорсовета в Ташкенте. Театр им. Ташгорсовета на площади Бешагач начат постройкой в 1943 году по проекту и под надзором Д. Хазанова (соавтор В. Тихонов), но отделочные работы продолжались и заканчиваются в 1951 году. Отличительной…

Дом по набережной Анхор

Дом по набережной Анхор может быть приведен в качестве отрицательного примера. Здесь авторы пошли по пути наименьшего сопротивления: основным элементом, введенным в качестве национального, является стрельчатая арка. Архитектура дома не составляет органического целого. Обилие стрельчатых проемов не вызвано требованиями художественного образа и не вяжется с рустовкой, особенно с тяжелыми рустами углов здания и цоколя. Дом…

Чайхана на набережной Анхор в Ташкенте

Строящаяся по проекту В. М. Дмитриева на набережной Анхор чайхана представляет удачный опыт сочетания форм классики с местными народными традициями. Главный фасад образует портик, где вынос двускатной кровли опирается на колонны неравной высоты. Углы кровли венчают антефиксы, а гребень — скульптурный вазон с хлопком. Хорошо скомпонованы детали интерьера: капители пилястр и расписные панно с национальным…

Искажение форм

В 1937—1940 годах строился кинотеатр «Родина» (улица Навои). Его история довольно сложна: в проектировании и постройке участвовало последовательно несколько авторов, последний вариант принадлежит А. А. Сидорову. Общая композиция и пропорции найдены прекрасно; компактный монументальный объем прорезан теневыми пятнами портиков. Но с точки зрения национальных традиций здание должно быть подвергнуто известной критике. Фасад насыщен орнаментом, который…

Плафон зрительного зала

В плафоне зрительного зала широкая центральная плоскость покрыта рельефным геометрическим орнаментом, построенным на мотиве многолучевых звезд, весьма распространенном в национальной архитектуре, орнамент обрамлен кессонами строгого рисунка. В кессонах плафона в вестибюле введен мотив васа, интерпретацию которого следует приветствовать. Перила и барьеры решены по мотивам панджара (деревянных решеток). Здание Облисполкома. Плафон зала. Стены украшены резными панно,…

Начальный этап работы в национальных формах

Начальный этап работы в национальных формах восходит к 1925 году. Мы не будем здесь касаться первых неуверенных шагов на пути использования архитектурного наследия, которое проявилось в здании Среднеазиатского научно-исследовательского института ирригации (арх. В. Гар-шенин) или здании ЦК КП(б) Узбекистана (инж. Р. Сваричевский) в Ташкенте, а в Самарканде в постройках 1927—1928 годов по проектам инж. Р….

Национальная форма в архитектурной практике

В декабре 1949 года исполнилось 25 лет со дня образования Узбекской Советской Социалистической Республики. В дни своего юбилея узбекский народ подвел итоги своего политического, хозяйственного и культурного развития, которое явилось плодом ленинско-сталинской национальной политики. В республике развилась легкая и машиностроительная промышленность: Ташкентский текстильный комбинат и Чирчикский электрохимический комбинат имени Сталина, Узбекский металлургический завод, Таш-текстильмаш и…

Переработка национальных форм

Далее, национальные формы не переносятся в строительство механически, но должны быть творчески переработаны. Но как следует понимать такую переработку, — как изменение до полной неузнаваемости? Этот вопрос опять-таки решается диалектически, в значительной мере в зависимости от конкретных условий. Тут может идти речь о работе над формами главными и подчиненными, т. е. над общей композицией и…

Введение принципов классики в национальную по форме архитектуру

Государственный театр оперы и балета в Ташкенте не мог наследовать готовую форму композиции, поскольку вообще зданий подобного содержания узбекская национальная культура до Октябрьской революции не знала и ни один исторический тип сооружения ему не отвечает. Поэтому общее решение плана и объемных масс строится на принципах русского классицизма. Но все в облике театра, построенного академиком  А….

Приемы декоративного искусства

Приемы декоративного искусства, резьба по ганчу и дереву, роспись желательны как в интерьере, так и в решении фасадной плоскости. Национальная архитектура Узбекистана представляет столь совершенные и бесконечно разнообразные образцы, такой широкий выбор, что неуместно преклоняться перед мотивами западных стилей. Народное искусство дает в распоряжение современного архитектора массу приемов рельефной резьбы по ганчу, штукатурную мозаику, роспись…

По материалам Wikipedia