Памятники

Архитектурные детали

В народной архитектуре высокой культуры достигло мастерство детали. Отдельные части фасада, интерьера и декорация выполняются любовно, виртуозно, с большим пониманием целей и средств художественного воздействия. Исполненные вкуса и мастерства, детали в то же время рациональны и находятся в полном соответствии с конструкцией и строительным материалом. В детализации, как и в общей композиции, сказываются художественная интуиция, чувство ритма и пропорции. При этом целое и части связаны единством стиля.

В архитектуре детализации дома видны большая любовь к жилищу, стремление сделать его уютным и нарядным. Той же цели служит декорация: к украшению жилища привлечены разнообразные виды прикладного искусства — резьба по ганчу и дереву, роспись потолка и стен. В народной архитектуре Узбекистана ганч и дерево — основа декоративного искусства: резьба по дереву обогащает интерьер и фасад, украшает утварь — сундучки и ларцы; из алебастра создается причудливое кружево на стенах комнаты, яркая насыщенная роспись потолка и стен дополняет синтез искусств в убранстве жилища.

Нужно, впрочем, заметить, что выражение «синтез искусств» применительно к условиям феодальной Средней Азии не соответствует общепринятому содержанию этого термина, поскольку изображения живых существ изгонялись догмами ислама; этот запрет, нарушаемый изредка в декорации монументального зодчества, оставил заметный отпечаток в народной архитектуре. Поэтому пластика представлена лишь в виде резного орнамента, сюжеты резьбы и росписи односторонни и выражаются в растительных и геометрических формах. Зато культура орнамента расцветает поразительно богато и разнообразно.

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Карниз

Айван завершается карнизом на консолях, т. е. на выпуске потолочных балок. Консолям придают фигурные очертания, причем наиболее распространен опять-таки мадохиль. В Хиве консоли получают изысканную и сложную форму того же стиля, что и подбалки. Поверх консолей укладываются обычные васа. Промежутки между балок забираются досками или оставляются открытыми. Карниз большого айвана дома в Хиве В Шахрисябзе…

Колонны в Шахрисябзе и Карши

В Шахрисябзе колоннам домов уделялось большое внимание, с особой же тщательностью и очень своеобразно оформлялись колонны мечети. В Самарканде у колонны мечети, как правило, капители нет, а у домовой последняя встречается. Во всех перечисленных случаях колонна дома намного свободнее видоизменяется, чем колонна мечети, и порой самым неожиданным образом варьирует детали. В Бухаре, напротив, в домовых…

Колонны

Поскольку в узбекской народной архитектуре большую роль играет айван, немаловажной деталью фасада — а в мечетях и интерьера — является деревянная колонна устум, сутун. Ордер состоит из следующих частей: колонна, подбалка, прогон (архитрав), карниз. Колонна не обязательно имеет налицо все свои архитектурные элементы базис и капитель. Последняя нередко отсутствует. Но между колонной и прогоном непременно…

Детали пахсовых стен

Детали пахсовых стен замечательно своеобразны, характерны, порой фантастичны, детали глинобитных стен усадеб Хорезма и Самарканда. Башни-контрфорсы завершаются маленькими куполами, а угловые башни кое-где снабжены зубцами — крылышками. Над воротами высится ряд зубцов. Простейшая орнаментация мягко гармонирует с монументальной скульптурностью стен. Уместно вспомнить хорезмскую манеру отделки стен каннелюрами — одновременно конструктивную и декоративную деталь. Самаркандские усадьбы — кургон, кроме…

Решетки

Над створчатыми проемами фасада расположены проемы с решетками — тобадон. Форма их варьирует от узкого вытянутого плашмя прямоугольника до стрельчатого очертания. Ширина согласована с нижним проемом, тогда как высота диктуется высотой помещения. Решетки панджара делаются ганчевыми или деревянными. Первые режутся из пластины, реже отливаются (более примитивные); вторые набираются из тонких брусочков без клея. И те,…

Ставни

Ставни делятся на два типа — створчатые и подъемные. Первые имеют одинаковую с дверью конструкцию. Различие заключается в том, что они навешиваются по внутренней поверхности стен и открываются наружу, что связано с системой запора: скобка двери набрасывается на петлю извне, а у ставен — изнутри. Проем начинается от пола, будучи отмечен небольшим порогом или низкой…

Дверные молотки

У входных дверей бухарских домов примечательны дверные молотки, которым придается различная форма. Иногда той же цели служит кольцо. Крытый вход загородных и сельских усадеб бывает снабжен по сторонам щитками с зазорами внизу, что замечается главным образом в бухарских районах. Дверные молотки бухарских домов и ворота усадьбы в кишлаке Хазара Двери укреплялись в старину не на петлях, а…

Оформление входа

Оформление входа бывает в основном трех типов: Вход помещается в глубокой просторной нише. По обе стороны двери или ворот оставлены выступы для сиденья, перекрытие ниши поддерживается парой стоек. Этот пространственный прием решения входа очень распространен и встречается как в домах, так и в других видах сооружений — мечетях, караван-сараях и т. д. Вход со стойками имеет место и…

По материалам Wikipedia