Памятники

Народные традиции архитектуры Узбекистана

Главная / Народные традиции архитектуры Узбекистана
Вода и зелень в композиции жилого дома

Вода — большая ценность в засушливом климате Средней Азии. Если при доме есть сад, там устраивается водоем, окруженный деревьями. На берегу его расположена суфа — место отдыха семьи и приема гостей. Но во дворах устраиваются, во избежание сырости, только арыки и небольшие водоемы. Зелень — второе жизненное благо знойного климата. Зеленые насаждения пользуются внимательным и…

Дома и фасады а различных городах

Фасад хорезмской усадьбы. Пишканик, близ Хивы Фасад самаркандской пригородной усадьбы Крытый двор “кашгарча” в Маргелане. Середина XIX века Дом в Карши с холлом на втором этаже 1 – проход, 2 – конюшня, 3 – передняя, 4 – комнаты, 5 – позднейшая пристройка, 6 – кухня, 7 – кладовая, 8 – сарай, 9 – уборная, 10 – крытый дворик мужской половины,…

Объемность слитых помещений

Заслуживают внимания по архитектурному замыслу и приемы решения внутреннего пространства, где два или три помещения слиты в один объем. Такого рода композиция наблюдается иногда при наличии антресолей бухарского жилья — шахнишин, когда они помещаются над низкой передней и открываются в рядом расположенную высокую комнату. Приводим каршинский образец: просторная михманхона — двусветный зал — граничит по…

Оригинальные приемы при выражении внутреннего пространства

Кашкадарьинские шипанг прекрасно иллюстрируют здоровую сущность народной архитектуры и показывают, как легко могут ее произведения обойтись без декоративных ухищрений. Здесь полное отсутствие декорации, минимум материальных затрат, легкая форма из жердей; однако постройка представляет подлинно архитектурное произведение. Шипанг оживляют  панораму улицы и привлекают внимание издалека. Уличный фасад дома в КокандеЛоджии кокандских домов с поднимающимися ставнями ровон выполнены весьма продуманно в…

Уличный фасад в Шахрисябзе и Карши

Говоря об архитектурной композиции, стоит упомянуть о своеобразном элементе, который украшает силуэт одноэтажной застройки. Это колпак, устраиваемый для отвода дыма над кухнями и очагами, — хаштяк. Будучи по значению своему деталью сугубо утилитарной и прозаической, он принимает порой весьма эффектные формы и, видимый с улицы, удачно оживляет внешний облик дома с глухими стенами. Хаштяки с…

Пространственные схемы композиции хивинского дома

До сих пор речь шла об архитектурном облике построек, выходящих во двор. В архитектурный пейзаж улицы могут быть включены лишь постройки внешнего двора, но для этого они должны быть не только поставлены по фронту участка, но и расположены в два этажа, так как только у помещений второго этажа появляется оформленный уличный фасад. Пространственные схемы композиции…

Симметрия

Симметричный ферганский дом по своей композиционной сущности представляет совершенно законченный объем при минимальном составе из двух комнат и айвана. Поэтому с расширением объема он несколько меняет свои архитектурные свойства: ставится углом, фасадами на юг и восток, причем в добавочном крыле появляется межкомнатный айван, или удваивается полуоткрытое помещение кашгарча, но пеш-айван остается лишь по южной стороне….

Ряд вариантов композиционного решения

Айван насчитывает ряд вариантов композиционного решения. Приемы композиции айвана можно в основном классифицировать в двух направлениях по числу колонн: одноколонные, двух- и многоколонные; по расположению относительно комнаты: – примыкающие к торцу комнаты, – примыкающие к дому под углом, – расположенные перед фасадом. Помимо этих основных случаев, композиция айвана, развиваясь в глубину и высоту, выступает в…

Пространственность

Одним из основных свойств композиции жилища, как и произведений народной архитектуры  Узбекистана вообще,  является  пространственность. Под пространственностью мы понимаем наличие в архитектуре крытых элементов — лоджий, колоннад, портиков, связывающих объемную массу здания с окружающим пространством. В архитектуре жилища Узбекистана, как и других стран с теплым климатом, пространственность имеет свое функциональное обоснование: жизнь местного населения протекает…

Айван в Бухаре и Шахрисябзе

Принцип симметрии проявляется отчетливо не в каждом типе жилища. Законченно симметрична композиция ферганского дома с его центральным айваном. Значение последнего как композиционного центра часто подчеркнуто соответственным повышением кровли открытого айвана. Архитектурной утонченностью отличается композиция с ризалитами — вынесенными вперед крыльями айвана. Симметрична композиция шахрисябзского типа в сочетании двух комнат с айваном, всегда симметричны формы хивинского…

По материалам Wikipedia