Рельефы
Рельеф широко использовался со времен протоистории в повествовательных целях. Он имеет великое множество архетипов с весьма различными иконографическими формулами, которые изображают сцены символического характера, такие, как пиршества (празднование бракосочетания Тамуза с Инни-ной) или воинские подвиги первых мифологических героев. Воспроизведение фигуры руководствуется формальными условностями, весьма похожими на правила, которые применялись к египетским рельефам. В них сочетаются каждая из частей тела, которые оказываются более экспрессивными, если их рассматривать с разных точек зрения — в фас и в профиль.
В действительности фигуры не объединяются в ансамбль, а каждая из них изображается изолированно, с пропорциями, которые устанавливаются в зависимости от социальной категории индивидуума и не отражают пространственной глубины.
Один из андроцефальных (человекоголовых) львов, которые охраняли ворота дворца Лшшурназарпала II в Нимруде (известковый камень, высота 3,11 м), в настоящее время хранящийся в Столичном музее Нью-Йорка. Это произведение, датируемое серединой IX столетия до н.э., было представлено с пятью кошачьими лапами. Б фас животное прочно стоит на месте, однако в профиль оно как будто делает шаг вперед. Выточенное с тиарой рогов, символизирующих божественное начало, и поясом, который намекает на его сверхъестественное могущество, оно, как и прочие шеду, представляет собой одно из самых монументальных образцов месопотамского искусства.
Сцены располагаются на следующих друг над другом горизонтальных фризах, разделенных линиями. Рельефы первых шумерских эпох выражают огромную жизненную силу посредством изображения движения. Фигуры проступают над поверхностью, которая действует как нейтральный фон, делая возможным его распределение, как это видно по многочисленным предметам повседневного пользования. На одном из сосудов периода Уру-ка III воспроизведена сцена битвы между быком и львом. У льва голова выточена почти в округлом объеме, в объеме, выступающем над поверхностью, отчего образуется сильный контраст. От этого периода остались мноначисленные образцы сосудов из точеного камня, со столь ярко выраженным рельефом, что формы кажутся отделенными от поверхности. Тем не менее эти характерные черты не получили продолжения и впоследствии утвердился барельеф с резными фигурами, такими, как на «Сосуде из Уру-ка» (Багдад, Иракский музей).
На этом сосуде изображается празднование дня Иннины. Он разделен на секции, увеличивающиеся в размерах снизу доверху, чтобы отразить иерархию значений в изображаемых мотивах. Две нижние секции воспроизводят растения и животных, элементы природы, а следующая воплощает носильщиков подношений. В сцене верхней секции, расположенной у горлышка сосуда (поэтому речь идет о самой широкой сцене), повторяется процессия с подношениями перед храмом богини Иннины.
Читайте далее:
- Жесткие одеяния и отсутствие анатомии
- Эмалированные рельефы
- Определение искусства
- Изображение животных и гибридных существ
- Искуство Ахеменидов
- Голова олычека
- Скульптура Шумера и Аккада
- Архитектура
- Искусство по Гегелю
- Социальная структура
- Статуи Гудеа
- Колонна в ахеменидском искусстве
- Протоисторическое искусство
- Семитская скульптура
- Градостроительство: город Персеполь
- Архитектура: основные принципы
- Рельефы
- Персеполь