Прославление имперского могущества
Рельеф широко применялся в архитектурной декорации взамен скульптуры округлой формы. Рельефы были приспособлены также к строениям и применялись к порогам, дверям и лестницам. Темы отражали прославление монархии и роскошь двора. В отличие от ассирийцев, персидские изображения не имели повествовательного предназначения, а их монументальность акцентировала единство империи. Фигура всемогущественного царя представляла в символической форме отождествление добра в борьбе с монстрами, воплощающими зло.
В других сценах восседающий на троне монарх принимает данников царства, которые направляются к нему организованной процессией. Другим из распространенных эпизодов является придворная жизнь, особенно в сценах пиршеств. Последовательный порядок преобладает во всяком изображении, с фигурами строгих контуров, которые идут в торжественных процессиях, образуя таким образом нескончаемые фризы. Крупный вклад ахеменидского рельефа состоит в выделении фигур на фоне. Тогда фигуры обретают беспрецедентную пластичность, превращаясь в горельефы, в которых детали одежды включают складки.
Ахеменидское искусство, призванное возвеличивать монарха (по этой причине его можно классифицировать как имперское искусство), находилось под влиянием художественных веяний его извечньк врагов — греков. Барельеф, который изображает Дария I (Сокровищница Персеполя, Иран). На нем бросается в глаза попытка привнести движение и порвать с условным восточным статизмом с помощью изображения складок одежды и некоторой объемности конечностей.
В рельефах Персеполя следует выделить по художественной значимости пару быков, у которых человеческая голова (покрытая тиарой) и борода. Лицо и детали четко отражают ассирийское влияние. Фигуры личного эскорта монарха отделаны с высоким техническим совершенством и утонченностью деталей. Процессия высших придворных чиновников характеризуется ритмикой композиции.
«Фриз лучников» в Сузах
Обосновавшись в Месопотамии, ахемениды восприняли влияние своих ассирийских предшественников и их любовь к пышной декорации. Ассирийцы использовали камень в архитектуре и скульптурах Тронного зала, хотя в Сузах и Эламе в целом важнейшую роль продолжал играть кирпич. В изображении могущества и величия усилился, таким образом, конвенционализм, когда воспроизводились всегда одни и те же действия и жесткая, застывшая торжественность. Примером сказанному является «Фриз лучников» из Суз. Выполненный в живых тонах, он воскрешает гвардейцев Великого Царя, «Бессмертных».
Эта богатая декорация, столь поразившая греков, в ясной и категорической форме выявляет сходство ахеме-нидского искусства с ассиро-вавилонским. Но, несмотря на оружие, ощущение торжественного порядка, источаемое этими повторяющимися марширующими фигурами, навевает (каким бы ни был их охранительный магический смысл) мысль о любви к цвету ради самого цвета в рамках месопотамской традиции эмалированного рельефа. В богатой гамме использованных цветов отсутствует, тем не менее, красный. В ту эпоху данный цвет не существовал в витражной эмали. Следует подчеркнуть, что единственным фактором наблюдаемого пластичного разнообразия является различие в мотивах, которые украшают туники, что представляют собой мельчайшую деталь, так как каждая из фигур достигает около полутора метров в высоту. Выделяется также реализм складок в одежде лучников.
Читайте далее:- Эволюция архитектуры храмов
- Просверленные плиты
- Ахемениды
- Зиккураты, или связь со священным
- Мемориальные стелы
- Финикийское художественное искуство
- Эволюция архитектуры зиккурата
- Кодекс Хаммурапи
- Ювелирные изделия
- Градостроительство: крепостные стены и жилища
- Ассирийский рельеф
- Архитектурная отрасль
- Дворцовая архитектура
- Ассирийские ортостаты
- Искуство Хеттов
- Дворцовая архитектура
- Каменные документы
- Города с циклопическими стенами