Памятники

Кодекс Хаммурапи

Кодекс ХаммурапиВ вавилонскую эпоху традиция стел получила продолжение в качестве панно для написания законов, среди которых единственным полностью уцелевшим экземпляром является «Кодекс Хаммурапи» (Париж, Лувр) на черном диорите. Он достигает 2 м в высоту и содержит 282 закона, записанных сериями по 20 колонок. В верхней части имеется рельефное изображение царя Хаммурапи, представшего перед богом Солнца Шамашем, который, восседая на троне и окруженный пламенем, присваивает ему символы справедливости и власти.

Царь, одетый в простую тунику, оставляющую одно плечо обнаженным, внимает богу с поднятой рукой в знак почтения. Обе фигуры смотрят друг другу прямо в глаза в позе полного взаимопроникновения. Эта сцена напоминает стих из Библии, в котором Яхве передает Моисею таблички с божественным законом на горе Синай.

Фрагмент «Кодекса Хаммурапи- (базальт, высота 2,25 м), который хранится в Лувре. Он был обнаружен в эламнтских Сузах, куда был отвезен, вероятно, в качестве военной добычи. Этот знаменитый и важный аккадский законодательный документ XVIII столетия до н.э. содержит 282 высеченных закона. Над ними, в сцене подлинного величия изображается фигура царя, стоящего в почтенной позе перед богом справедливости. Бог, восседающий на троне, с языками пламени, вырывающимися из его плеч, диктует царю закон. 

Гора несет на себе важную смысловую нагрузку, которая воплощается также в округлом контуре стелы. Стела придает данному акту божественный характер и превращает законы в наследие богов, подкрепляя тем самым власть и авторитет царя.

В новошумерскую эпоху интерес к рельефу сконцентрировался на воплощении поклонения богам и, хотя стелы в память о баталиях, должно быть, также существовали, остатков их обнаружено не было. От царя Ур-Нам-му, который сумел изгнать гутиев и консолидировать объединенную монархию в III династии Ура, до нас дошла стела, изображающая этого монарха во время работы на строительстве храма для богов.

Она представляет собой плиту с пятью следующими одна над другой картинами с обеих сторон. На первых царь преподносит богам жертвенное возлияние, на нижних — несет инструменты в качестве первого из строителей. Оборотная сторона посвящена музыкальным сценам и сценам жертвоприношений.

Читайте далее:

По материалам Wikipedia