Ассирийский рельеф
Ассирийская культура характеризовалась железной воинской организацией под властью монархии, которая подчинила своему господству всю Месопотамию. Ее первостепенной задачей была консолидация осуществления власти, оправдывавшей себя волей богов.
Со времен шумерской эпохи рельеф был приспособлен к визуальному повествованию о событиях и являлся средством выражения, выбранным ассирийцами для воплощения совершенно нового намерения: попытаться изобразить точное событие в конкретное время.
«Черный Обелиск Салманасара III» (базальт, высота 2 м), найденный в Нимру-де и хранящийся в Британском музее в Лондоне. Этот квадратный камень, отде-ланный в ступенчатой форме, будто речь идет о зиккурате, чествует победу этого монарха над Джазаэлем, царем Дамаска, в середине IX в. до н.э. Поверхность всех четырех сторон покрыта рельефами, расположенными по секциям. Имеются также надписи, подробно и с большим реализмом повествующие о различных военных походах, которые он направлял против своих соседей.
В отличие от шумерских, аккадских и даже египетских рельефов, чьи сцены носили в большей мере символический характер и не соблюдали временной последовательности, в ассирийских изображениях едва ли находится место для символики, так как интерес концентрируется на том, чтобы с правдоподобностью, которую дает детальное освещение, показать реальную действительность.
Они, следовательно, представляют собой повествование огромной документальной важности, новый вид, который станет эволюционировать в сторону от своих первоначальных формулировок, пока не достигнет полностью созревшего своего проявления в IX и VIII столетиях до н.э. Ассирийские цари усвоили египетский обелиск и превратили его в поверхность для написания «политической пропаганды», выставленной в публичных местах. Среди прочих, в Британском музее в Лондоне хранится «Черный Обелиск Салманасара III», IX в. до н.э.
Речь идет о гипсовой глыбе с надписями. Имея квадратную форму и достигая в высоту 2 м, она в своей верхней части имеет форму ступенчатой башни. На этом обелиске описывается (письменный текст иллюстрируется 24 барельефными панелями) завоевание многих государств. На рельефах проходят завоеванные народы, приносящие дань. На всех четырех его сторонах имеются выгравированные панели, размещенные в такой последовательности, которая разворачивается в горизонтальном направлении. Рельеф почти плоский, имеет не отделенные от поверхности детали и лишен перспективы.
Читайте далее:- Дворцовая архитектура
- Тематика ассирийских ортостатов
- Города с циклопическими стенами
- Погребальная архитектура
- Гравюраа Месопотамиия
- Монументальная скульптура и рельефы
- Принципы искусства скульптуры
- Шумерская мозаика
- Заря Истории
- Скульптурное изображение человека
- Настенная живопись Вавилона и Ассирии
- Арка Тита в Риме
- Жесткие одеяния и отсутствие анатомии
- Эмалированные рельефы
- Определение искусства
- Изображение животных и гибридных существ
- Искуство Ахеменидов
- Голова олычека