Эволюция архитектуры храмов
Между IV и 111 тысячелетиями до н.э. земледельческое общество претерпело изменения. Население сосредоточилось в городах, обустроенных вокруг храмов. Храмы становятся центрами, которые распоряжаются имуществом населения через посредничество жрецов. Тем самым храмы приобретают возрастающее значение.
В городе Уруке обнаруживаются остатки, позволяющие констатировать наличие градостроительной организации со сложной архитектурой религиозного назначения. В Уруке был построен самый значительный шумерийский религиозный центр, посвященный богам Ану и Иннине. Архитектурный замысел святилища претерпел изменения. Оно не располагалось более на уровне земли. Снаружи были сооружены возвышающиеся платформы, а стены — покрыты известковым камнем. Применялся также плоско-выпуклый кирпич, который придавал стенам характерную рустованную форму. Храм проектировался как место обитания божества с различными церемониальными залами. Внутренне пространство делилось на многочисленные смежные часовни с прямоугольным основанием, предназначенными для жертвоприношений. Целла располагалась на продольной оси с перпендикулярными залами. Вокруг центральной зоны начинались вспомогательные помещения и залы, предназначенные для складов, мастерских и жилья для жрецов.
Иллюстрация воспроизводит основные архитектурные характеристики наиболее распространенного типа ме-сопотамского храма, построенного на одной или нескольких террасах, со святилищем в глубине, но с предназначенным для жертвоприношений алтарем, расположенным снаружи, у подножия земляной насыпи. Монотонность, придаваемая одноцветным оттенком высушенной на солнце глины, преодолевалась сочетанием света и тени, которые образовывали пилястры и ниши, встроенные в фасады.
Замысел храма менялся, и происходило растущее физическое отчуждение между верующим и богами. Так, первоначально единое пространство для верующих и статуй богов все более дифференцировалось. Храм окружала стена, устанавливая тем самым барьер между внутренним священным пространством и внешним мирским.
В Уруке было построено множество храмов, наиболее монументальным из которых был храм D, возведенный к 3000 году до н.э. размерами 30 х 50 м, который имел фундамент в форме буквы Т.
В другом здании, Белом храме У рука, структурные принципы были более смелыми, особенно в том, что относилось к изменению вертикального разреза. Он был сооружен на платформе, возвышавшейся над постройками предшествующих времен. Речь идет о ступенчатой многоэтажной башне, на вершине которой возвышалось святилище с побеленными стенами. Вход на вершину пролегал по откосам, которые связывали между собою различные террасы и облегчали доступ наверх. Внешние наклонные стены были укреплены пространными контрфорсами, которые, помимо своей строительной функции, обладали также символикой для изгнания злых духов. Внутреннее пространство состояло из целлы с боковыми помещениями. Алтарь возвышался на одном из углов целлы в виде платформы с парадной лестницей. Перед ним располагался кирпичный стол, предназначенный для подношений.
Периметры обнесенных стенами помещений в храмах с течением времени обретали разнообразные формы, как, например, овальный храм Хафайи, относящийся примерно к 2700 г. до н.э. В нем увеличено число помещений под мастерские, склады и сферу услуг. За пределами стен узкие переулочки связывали храм с другими жилищами и помещениями, которые также использовались для входа в храм. Впоследствии эти расширения исчезли, поскольку необходимая общине храма провизия стала храниться за пределами священных помещений, а помещения, расположенные в пределах стен храма, предназначались лишь для подношений.
Этот храм воплощает на практике процесс абстрагирования, посредством которого внутреннее пространство проектируется разделенным и обнесенным стенами. Постепенное возвышение храма отражает устремленность всего народа, который желает устранить пространство, отделяющее его от богов, чтобы установить с ними более тесное отношение.
- Скульптура Шумера и Аккада
- Искуство Ахеменидов
- Голова олычека
- Статуи Гудеа
- Архитектура
- Искусство по Гегелю
- Социальная структура
- Семитская скульптура
- Колонна в ахеменидском искусстве
- Протоисторическое искусство
- Рельефы
- Градостроительство: город Персеполь
- Архитектура: основные принципы
- Рельефы
- Персеполь
- Первые храмы
- Просверленные плиты
- Ахемениды