Зиккураты, или связь со священным
Эволюция формы храмов обусловлена двумя фундаментальными изменениями, которые, с одной стороны, относятся к их функции, потому что храм перестает быть крупным хранилищем урожаев, а с другой — к их внутреннему пространству. Так, мало-помалу стали вырисовываться внешние массивы строений, которые демонстрировали толстые стены, подкрепленные большими пилястрами.
Первоначально рядом с храмами возвышалась башня с несколькими этажами, однако с конца IV тысячелетия до н.э. сами храмы возвышаются над искусственными террасами, присоединяясь к башне. Начиная с III тысячелетия до н.э. эти башни, называемые зиккура-тами, становятся важнейшей составной частью храма, размещаясь в том же обнесенном стенами пространстве. Их монументальные размеры и четко определенная типология устанавливаются около II тысячелетия до н.э.
Рисунок с репродукцией архитектурного строения зиккурата. Подобно усеченной пирамиде, он возвышался последовательными и все меньшего размера террасами, которые сообщались между собою лестницами, чтобы облегчить подъем на верхнюю платформу, предназначавшуюся для часовни бога. Возведенные рядом с храмами, эти уникальные сооружения служили местом обитания богов и благодаря своей высоте представляли собой прекрасные астрономические обсерватории.
Зиккураты выглядят как громадный массив, образуемый ступенчатыми террасами, которые служат фундаментом храму, расположенному в верхней части. Ступенчатость террас создает нисходящую пологую размеренность.
Зиккурат, посвященный богам в качестве места их обитания и места хра- нения подношений божествам, напоминает возвышающийся алтарь. Это постройка, демонстрирующая стремление к установлению связи со священным. Его ступени или восходящие склоны позволяют добраться до самой вершины, где все человеческое стремится слиться с божественными силами.
Принятие зиккурата означает окончательный разрыв со святилищем, мыслившимся в качестве замкнутого внутреннего пространства. Индивидуальное и прямое пространство, которое прежде существовало между божеством и селением, постепенно отделяется. Индивидуумы чтят жреческое представительство для установления отношений с богами.
Зиккурат превращался в монументальный центр месопотамского культа на протяжении всей его истории. Несмотря на разнородное население, обосновавшееся в регионе: шумерское, аккадское, касситское, вавилонское, ассирийское и т.д., — все они считали зиккураты сооружениями, достойными почитания и глубокого восхищения.
Читайте далее:
- Первые храмы
- Просверленные плиты
- Ахемениды
- Эволюция архитектуры храмов
- Мемориальные стелы
- Прославление имперского могущества
- Эволюция архитектуры зиккурата
- Кодекс Хаммурапи
- Финикийское художественное искуство
- Градостроительство: крепостные стены и жилища
- Ассирийский рельеф
- Ювелирные изделия
- Дворцовая архитектура
- Ассирийские ортостаты
- Архитектурная отрасль
- Дворцовая архитектура
- Каменные документы
- Искуство Хеттов