Дворцовая архитектура
Постепенное возрастание роли дворцов в организации городской жизни кристаллизуется в архитектуре, которая призвана осуществлять двойную функцию. С одной стороны, дворец представлял собой особняк, где проживал монарх, а с другой — центр городской администрации.
Монархи Ближнего Востока приказывали возводить прочные стены, чтобы оборонять от своих врагов города, где располагались храм и дворец, основные органы администрации. Фрагмент одной из бронзовых плит, которые покрывали ворота города Балава-та, в древности — Имгур-Бела (Ассирия), и которые хранятся в настоящее время в Британском музее в Лондоне. Различные сцены, выполненные в рельефе на этих плитах, изображают, как ассирийский царь Салманасар III пытался сдержать экспансию царства Урарту, значительно расширившего свои границы.
Типология дворцов утвердилась в вавилонских дворцах в течение II тысячелетия до н.э., даже если данный тип сооружений существовал уже в додина-стический период. В середине III тысячелетия до н.э. начинается строительство первых дворцов, останки которых найдены в городах Эриду, Киш и Мари. Речь идет о строениях, воспроизводивших модель семейного жилища, но имевших парадные лестницы, колонны и орнаментальные элементы. Дворец — это более непосредственное воплощение организованной власти, способной содержать крупный центр администрации и двор. Несмотря на разнородность населявших Месопотамию народов, дворцы всегда воспроизводили одну и ту же структуру базовой модели.
Дворцы представляли собой крупные архитектурные комплексы, целые городки внутри крупного города, защищенные одной или несколькими стенами. Они имели многочисленные секции, сообщавшиеся между собой вокруг центрального двора. Вход внутрь осуществлялся через единственные входные ворота, а внутри различались два просторных сектора: публичный и частный. Публичный сектор, предназначенный для осуществления управления, имел многочисленные официальные залы, складские помещения, мастерские, жилища для работников и служебные помещения. Сектор, предназначенный для царской семьи и ее прислуги, имел центральное ядро, воспроизводившее этаж богатого дома. Помещения окружали дворы, которые располагали роскошными комнатами и даже ванными. В обоих секторах помещались открытые дворы, позволявшие свету попадать внутрь.
Начиная с XIX столетия до н.э. Мари, город в среднем течении Евфрата, становится политическим и экономическим центром. Дворец в Мари обрел свою наивысшую славу в XVIII в. до н.э. в период царствования Зимри-Ли-ма — в эпоху, когда он превратился в монументальный комплекс благодаря постоянной достройке дополнительных помещений, отчего его первоначальное ядро подверглось тотальному изменению. В те времена дворец превратился в строение со множеством внутренних дворов, вокруг которых располагалось более трехсот залов, снабженных всевозможными удобствами, такими, как ванны, каминное отопление, библиотека, кухни с холодными кладовыми и пальмовые рощи, составлявшие обстановку внутренних дворов. Дворец был разрушен Хаммурапи, тем не менее сохранились значительные остатки его настенных росписей и его богатый архив. Воинственные ассирийцы превращали свои дворцы в неприступные обнесенные стеной города — с храмами как составной частью дворцовых комплексов, — имевшие прямоугольные залы и сводчатые перекрытия.
В изобилии встречаются помещенные между комнатами внутренние дворы, через которые проникает свет. Для увеличения освещенности в самых высоких местах стен устанавливались жалюзи.Стены были кирпичными и украшались рельефами в главных залах и внутренних дворах и настенной живописью или эмалированными кирпичами — в остальных помещениях. Полы покрывались плитками из известкового камня.
Саргон II построил дворец в новой столице, Хорсабаде (VIII в. до н.э.). Город окружала стена с семью входными воротами, по сторонам трех из которых были установлены статуи крылатых быков и гениев-покровителей. Дворец, который занимал северо-восточную часть города, был возведен на двух террасах разного уровня и был окружен отдельной стеной. Вход осуществлялся по склону, который вел во внутренний двор. В западной части города располагался религиозный комплекс из шести храмов и зиккурата с квадратным основанием. За главным внутренним двором находились помещения личных апартаментов, а далее официальный сектор с тронным залом, которому предшествовал внутренний двор, украшенный крупными рельефами. Над входом в тронный зал имелся фриз с рельефными изображениями человекоголовых быков и мифологических героев, предварявших вход в длинное прямоугольное помещение, украшенное росписями. На одной из коротких сторон находился каменный трон, перед крупным рельефом. Сценический эффект, который создавался при прохождении пути, ведшего к царю, имел целью подчеркнуть величие монарха.
Почти не сохранилось остатков для того, чтобы реконструировать дворец Навуходоносора II (VII-VI вв. до н.э.), который занимал северную часть Вавилона в месте, обнесенном стеной. Тронный зал является самой полной его частью. Стены украшены кирпичами, покрытыми стеклянной глазурью; царский трон занимает длинную стену зала. В западной части дворца размещались Висячие Сады, построенные на террасах разного уровня, которые опирались на два этажа подвалов, вырытых под землей.
Читайте далее:- Протоисторическое искусство
- Рельефы
- Градостроительство: город Персеполь
- Архитектура: основные принципы
- Рельефы
- Персеполь
- Первые храмы
- Просверленные плиты
- Ахемениды
- Эволюция архитектуры храмов
- Мемориальные стелы
- Прославление имперского могущества
- Зиккураты, или связь со священным
- Кодекс Хаммурапи
- Финикийское художественное искуство
- Эволюция архитектуры зиккурата
- Ассирийский рельеф
- Ювелирные изделия