Каменные документы
Ортостаты в действительности представляют собой документы, фиксирующие военные и охотничьи деяния царей, две главные изображаемые темы. Имеются также многочисленные надписи, которые добавляют комментарии к событиям и дополняют описание. Сцены обычно разделяются на две секции с горизонтальными полосами, в которых помещаются надписи.
Фрагмент «Раненой львицы», рельефа VII столетия до н.э. (алебастр, высота 70 см), который украшал дворец Аш-шурбанипала в Ниневии (Лондон, Британский музей). Основная его красота заключается в контрасте между передней и задней частями тела львицы. Смертельно раненная львица волочит задние лапы, но в то же время рычит и еще держится на передних лапах, борясь и защищаясь.
Когда имеется только одна сцена, и больших размеров, надписи размещаются рядом друг с другом. Иногда они накладываются друг на друга и даже на фигуры.
Другие распространенные темы носят символический характер, как, например, отправление культа священного дерева. Изображаются также сцены из повседневной жизни, такие, как пиршества или мореплавание. Имеют место и мифологические сюжеты. В борьбе героя с чудовищами выражается победа порядка над хаосом. Тональность сцен имеет торжественный характер, а все то, что указывает на выражение лица человека, не подлежит изображению. Эти рельефы характеризуются однородностью.
Для ортостатов использовались известковый камень и гипс, материалы, которые благодаря своей пластичности позволяют ваять детали одежды и украшения. Покрывала фигуры раскраска, наносимая ровными тонами, придавая им блистательный эффект. Однако цвета были полностью утрачены. Объемность рельефа обычно почти плоская, так как он едва выступает над поверхностью. Он может также обнаруживать сочетание углубленных борозд с выпуклостями, которые делают в целях достижения большей выразительности. Фоны — плоские или с лепкой. Пространственная объемность отсутствует.
Фигуры ваяются с мельчайшими деталями и независимо от их включения в ансамбль. Поэтому одежды, волосы и мускулатура получают тщательное и подробное изображение, чего нельзя сказать о лице, поскольку ассирийские цари не имеют узнаваемых черт. Черты лица кажутся сделанными серийно, а узнаются персонажи по атрибутам, которые им присваивает социальная иерархия. Мускулатура людей и животных изображается в экстремальных ситуациях и в моменты наивысшего напряжения. Выбор для фиксации самого неистового момента сцены усиливает драматизм.
Читайте далее:
- Жесткие одеяния и отсутствие анатомии
- Эмалированные рельефы
- Определение искусства
- Изображение животных и гибридных существ
- Искуство Ахеменидов
- Голова олычека
- Скульптура Шумера и Аккада
- Архитектура
- Искусство по Гегелю
- Социальная структура
- Статуи Гудеа
- Колонна в ахеменидском искусстве
- Протоисторическое искусство
- Семитская скульптура
- Градостроительство: город Персеполь
- Архитектура: основные принципы
- Рельефы
- Персеполь