Скульптурное изображение человека
Месопотамская скульптура отвечает необходимости подтвердить присутствие фигуры в пространстве, чтобы поставить ее перед богами. Поэтому она не фиксирует моменты преходящей деятельности. Такое представление материализуется в неподвижной статуе-глыбе, которая кажется впаянной в каменную массу. Наиболее важные черты сводятся к схематическим формам, а объемы создаются для того, чтобы подчеркнуть трехмерность. Масса распределяется вокруг некоей оси в совершенной симметрии. Статуя воплощается в геометрической фигуре, подобной цилиндру или конусу, к которой приспосабливается тело. Эти формы придают фигурам единство и делают их однородными.
Коленопреклоненная фигурка из Ларсы XVIII столетия до н.э. (бронза и золото, высота 19,5 см), которая, похоже, является изображением вавилонского царя Хаммурапи, хранящимся в Лувре.
Статуи всегда индивидуальны: отдельные фигуры, обычно пребывающие в положении сидя или стоя, неподвижны или с выдвинутой вперед ногой. Ноги очень крепкие и изображаются параллельно на круглом основании. Руки располагаются вдоль туловища или, что встречается чаще, скрещены на груди. Расположенные таким образом конечности подчеркивают округлость трапецеидальной массы, которая преобладает в них в целом. Встречаются в изобилии изображения мужчин. Женские фигуры, напротив, редки и худшего качества.
Изваяние головы
Черты лица выражают индивидуальность человека; телу уделяется не слишком много внимания, оно в действительности служит лишь пьедесталом, сверху которого устанавливается голова. Лицо подвергается пластичной и тщательной обработке, подчиняющейся определенным условностям, которые делают модели однообразными и не позволяют узнать конкретных индивидуумов. Роговица глаз изготовлена из морской раковины, а радужная оболочка — из ляпис-лазури или смолы, нанесенных на глазную впадину из канифоли. В совокупности создается эффект огромных, почти вылезших из орбит, жалобных и устрашающих глаз. Кроме того, это глаза, вызывающие беспокойство, благодаря отсутствию век. Взгляд обретает важнейшее значение, потому как с его помощью благочестивый почитатель выражает свою мольбу. Брови инкрустируются ляпис-лазурью; рот закрыт, а волосы представляются упрощенно, в геометрических фигурах; лицо принимает серьезное, строгое, несколько жесткое выражение. Этнические черты превосходно различаются по формам. Формы мощные и несколько приземистые, в шумерском типе; кроме того, они имеют крупную бритую голову и орлиный нос; другие формы более стилизованны и обладают длинной вьющейся бородой семитского типа.
Читайте далее:- Градостроительство: крепостные стены и жилища
- Ассирийские ортостаты
- Архитектурная отрасль
- Дворцовая архитектура
- Каменные документы
- Искуство Хеттов
- Дворцовая архитектура
- Тематика ассирийских ортостатов
- Города с циклопическими стенами
- Погребальная архитектура
- Гравюраа Месопотамиия
- Монументальная скульптура и рельефы
- Принципы искусства скульптуры
- Шумерская мозаика
- Заря Истории
- Жесткие одеяния и отсутствие анатомии
- Настенная живопись Вавилона и Ассирии
- Арка Тита в Риме