Заря Истории
Еще с тех времен, которые можно назвать зарей Истории, и вплоть до наших дней человечество непрерывно создавало произведения искусства. Если бы мы составили универсальный каталог художественных сокровищ, накопленных с течением времени, применяя при этом самые строгие эстетические критерии, то получилось бы собрание, состоящее из бесчисленного множества удивительных произведений.
В самом отдаленном прошлом, в недрах древнейших цивилизаций, в эпоху примитивных первобытных народов — равно как и во времена существования уже современных культур, считающихся наиболее развитыми и сложными, непрекращающийся процесс художественного творчества дал и продолжает давать миру блестящее собрание шедевров, представляющих собой живое свидетельство фантазии и творческих сил человеческого духа. Необыкновенная способность человека искусства выражать самые глубокие проблемы бытия, как личного, так и коллективного, способность материализовать в наглядной форме свои идеи и ощущения перед лицом жизни во всей ее совокупности и перед лицом всемирного пространства является, без сомнения, доказательством величия этого человека.
Фрагмент Триады из Микерин (Древнее царство, IV династия; гранит, высота 97 см; Каир, Египетский музей), из храма при пирамиде Микерина в Гизе.
Бесчисленны памятники архитектуры и скульптуры, рельефы, живописные и графические произведения, изделия ювелиров и прочие разнообразнейшие предметы искусства, выполненные в различных жанрах и из различных материалов, которые оставило нам прошлое и которые продолжают создаваться в настоящем.
Произведения искусства, эти вестники исчезнувших архаических цивилизаций, возвращенных нам археологами, вестники культур далеких народов, описанных путешественниками, культур нового и новейшего времени, изученных историками, современных движений, получивших признание искусствоведов, и, наконец, бесконечное количество произведений — предмет труда музееведов и предмет вожделения коллекционеров и меценатов, бесспорно, представляют собой свидетельство того, что устаревшее представление о прогрессе, как его понимали в XIX веке, не работает, когда речь идет о суждениях в области эстетики.
Читайте далее:
- Протоисторическое искусство
- Семитская скульптура
- Колонна в ахеменидском искусстве
- Архитектура: основные принципы
- Рельефы
- Градостроительство: город Персеполь
- Первые храмы
- Рельефы
- Персеполь
- Эволюция архитектуры храмов
- Просверленные плиты
- Ахемениды
- Зиккураты, или связь со священным
- Мемориальные стелы
- Прославление имперского могущества
- Эволюция архитектуры зиккурата
- Кодекс Хаммурапи
- Финикийское художественное искуство