Тематика ассирийских ортостатов
В Ассирии рельеф достиг своей зрелости в сценах дворца Ашшурбанапала в Нимруде, восходит к IX веку до н.э. (Лондон, Британский музей).
Запечатленные сцены представляют собой настоящие визуальные хроники жестокостей, совершенных царем в его военных походах. Композиция перемежает узкие и широкие бордюры плоских рельефов, которые едва выступают над фоном. Техника ваяния является весьма утонченной и способна создать однородное выражение всего ансамбля. Это первые рельефы, которые учреждают настенную декорацию больших размеров, представляющую собой прославление военного завоевания. Ассирийские войска всегда изображаются в наступлении, в то время как враги — в отступлении. Такие же положения и действия будут впоследствии воспроизведены в других ортостатах. Действия воплощают кульминационные моменты, когда уже захвачен город, когда поверженные бегут в паническом страхе. Фон изображает сцену, на которой разворачивается событие, однако фигур на нем нет, и пространственное изображение как значительный элемент отсутствует.
Рельефы дворца Ашшурбанапала в Ниневии (VIII столетие до н.э.) достигают наивысшей экспрессивности. Сочетаются два типа композиций: сцены, распределенные на крупные группы, и сцены, разделенные на фризы, которые, однако, связаны между собой и составляют единое целое. Среди них весьма показательны сцены, которые воспроизводят походы против кочевников Аравийского полуострова.
В сценах охоты изображение достигает своего наивысшего качества и превращает животных в абсолютно главных действующих лиц, оставляя на втором плане фигуру царя. Но в действительности речь идет не об охоте в собственном смысле слова. Изображается то, как ассирийские цари тренировались в охоте на зверей, которые содержались в клетках и выпускались для того, чтобы их убивали. В этом изваянии проявляется внимательное изучение природы и необыкновенная восприимчивость художников.
На ровном фоне животные распределяются через промежутки, создавая значительные пустые пространства, которые изолируют животных и тем самым выпячивают их еще более. Львы изображаются в самые потрясающие моменты, а детализация позволяет даже передать боль, которую ощущают животные, раненные смертоносными стрелами, как, например, умирающий лев, который истекает кровью от раны в боку, или львица, которая не в состоянии оторвать от земли задние лапы. Оба произведения полны волнующего драматизма.
Читайте далее:- Принципы искусства скульптуры
- Шумерская мозаика
- Заря Истории
- Скульптурное изображение человека
- Настенная живопись Вавилона и Ассирии
- Арка Тита в Риме
- Жесткие одеяния и отсутствие анатомии
- Эмалированные рельефы
- Определение искусства
- Изображение животных и гибридных существ
- Искуство Ахеменидов
- Голова олычека
- Скульптура Шумера и Аккада
- Архитектура
- Искусство по Гегелю
- Социальная структура
- Статуи Гудеа
- Колонна в ахеменидском искусстве