Фигуры смешанного типа
Смешанным типом изображения отличаются, главным образом, настенные фигуры, которые располагаются в глубине пещер. Реже они встречаются как примеры резьбы, покрывающей поверхность предметов повседневного обихода. Хронологически они появляются в самом раннем палеолите и встречаются на протяжении всего периода ориньяк перигор вплоть до мадлена. В фигурах смешанного типа сочетаются антропоморфные и зооморфные черты. В итоге возникают «гибридные» изображения, в облике которых проступает гротескное начало. Подобные фигуры исполнены в небрежной и грубой манере — если сравнить их с современными им изображениями животных. Кроме того, наблюдается тенденция оставлять непроработанными их лица.
Примеры подобных фигур смешанного типа чрезвычайно многообразны. Один из наиболее типичных можно видеть в святилище Труа-Фрер (Арьеж, Французские Пиренеи). Здесь представлена фигура, сочетающая человеческие конечности и характерные черты различных животных. У нее бородатая голова с рогами северного оленя, совиными глазами, мордой кошачьего хищника, конским хвостом и половыми органами, похожими на человеческие, но размещенными так, как присуще кошачьим. Показательно особое положение, выделяющее эту фигуру среди размещенных здесь же в пещере прочих анималистических изображений. Оно может свидетельствовать о высшем ранге этого персонажа по сравнению с прочими.
Еще один яркий пример — роспись в Ласко, расположенная в глубине пещеры. Он особенно любопытен тем, что здесь представлен драматический эпизод — сюжет, не типичный для палеолитического искусства. Представлена итифаплическая мужская фигура с птичьей головой. Она исполнена абсолютно схематично, от продолговатого торса отходят конечности в виде палок, завершающихся линиями. Эта фигура резко контрастирует с изображенным рядом бизоном, отличающимся разнообразием в передаче шерстного покрова и впечатляющими объемами, переданными посредством контура. Животное, раненное в массивное чрево, тяжело рушится наземь перед человеком. Подчеркнутый здесь вопиющий контраст в трактовках человеческой и звериной фигур остается типичным на протяжении всего палеолита. Описанную сцену можно интерпретировать как изображение магического ритуала.
Существует предположение, что эти странные образы представляют людей, с лицами, скрытыми масками, и телами, преображенными зооморфными атрибутами, наряженных так для участия в ритуальных церемониях. Речь идет о племенных шаманах, посредниках между тайными силами природы и людьми. Возможно, считалось, что такой человек был наделен сверхчеловеческим могуществом, позволявшим ему осуществлять общение с невидимыми человеку силами, управляющими мирозданием.
Так шаман мог поддерживать гармоническое равновесие, обеспечивающее существование его племенной группы. Кроме того, подобные церемонии имели отношение и к охоте.
Читайте далее:
- Анализ наскального искусства: его распределение и основа
- Период мадлен
- Техника исполнения: краски, резьба и рельеф
- Средний мадлен
- Рельефная резьба
- Пещера Алътамира, или вершина мадленского искусства
- Изображение животных
- Мадлен
- Знаки, или абстрактные формы изображения
- Мобильное искусство
- Фигура человека
- От палеолита к неолиту
- Рельефные человеческие изображения: Венера Лоссельская
- Изменение художественных ориентиров
- Цветные отпечатки рук: позитивный и негативный варианты
- Левантийское искусство: стилизованный динамизм
- Лобковые треугольники
- Техника, тематика и интерпретация