Памятники

Первые рельефы

Первые рельефыК первым проявлениям художественного творчества в виде росписи керамики следует добавить и рельефную резьбу по камню, украшавшую повседневные и ритуальные предметы; она получила распространение к концу IV тысячелетия до н.э., начиная с культуры Негаде 11. Имеются в виду туалетные палетки, ножи, вотивные палицы и мемориальные стелы. По ним прослеживается постепенный переход от выразительных средств, унаследованных от палеолита, к новым достижениям в области формы. В итоге все большей систематизации пластических решений сложились строгие своды правил изображения, действовавшие в египетском искусстве на всем протяжении его существования.

Туалетные или масляные палетки представляли собой прямоугольные пластинки из камня (шифера, известняка или алебастра) с круглым углублением в центре, служившим для растирания малахита, которым подводили глаза, или другой косметики. Эти палетки украшались рельефами фигуративных мотивов, покрывавших всю поверхность и представлявших людей и животных.

Так называемая «палетка из Иеракон-поля» украшена композицией в архаической манере, фигуры на ней жмутся друг к другу, не выдерживая какого-либо определенного направления. Изображения животных исполнены детально, с подчеркиванием их характерных черт. Другие сцены воспроизводят современные события с целью запечатлеть и сохранить для потомства память о делах, важных для всего сообщества, как, например, «палетка Льва-победителя» (Лондон, Британский музей). Такие палетки воспроизводят сцены сражений между отдельными кланами.

Лев символически воплощает вождя, который своей мощью и хитростью побеждает соперничающий клан. Поверхность предмета и в данном случае сплошь покрыта фигурами, без соблюдения какого-либо строгого порядка. Ножи с рукоятями из слоновой кости были предметами церемониальной утвари. В Лувре хранится замечательный образец, найденный в Джебель-эль-Арак, со сценами, вырезанными на обеих сторонах рукояти. Он относится к более позднему времени, чем описанные выше палетки, и отражает важные изменения, произошедшие в способах изображения. На одной стороне этой рукояти представлена сцена сражения между группами людей, в котором участвуют корабли, на другой стороне — над рядом животных (львов и газелей) возвышается изображение человека, по бокам от которого помещены два льва. Фигуры стоящих людей составляют ряды по всей поверхности.

Оборотная сторона палетки царя Нармера (шифер, высота 64 см), хранящейся в Египетском музее Каира. Это произведение, относящееся к эпохе I тинийской династии, то есть к начальной фазе существования объединенного Египта, и происходящее из Иераконполя, культового центра бога Гора, исполнено в технике низкого рельефа в соответствии с канонами упорядоченности, пропорций и символики, характерными для египетского искусства. 

На пороге истории искусство начинает утверждать идею престижа и власти царей. Так, создаются различные эмблемы царской власти, среди которых — вотивные палицы, украшенные рельефами. Одна из самых замечательных — палица царя Скорпиона (Оксфорд, Эшмолианский музей). На ней изображен царь с атрибутами, свидетельствующими о его ранге, — короной Верхнего Египта и собачьим хвостом, — держащий в руках мотыгу, во время ритуального сева. Фигура царя господствует над прочими благодаря своим размерам, надписи с именем царя Скорпиона и штандарту с изображением Гора в образе сокола, указывающему, что перед нами сын бога.

Новое, что можно увидеть на этой палице, — имя царя, впервые выгравированное иероглифами, чтобы засвидетельствовать для потомков верховенство конкретного вождя.

 

Читайте далее:

По материалам Wikipedia