Памятники

Живопись и рельеф

Живопись и рельефНа протяжении данной эпохи в украшении частных гробниц наибольшее значение отводилось фигурам круглого силуэта, воспроизводящим различные профессии, а рельеф и настенная живопись оставлялись на втором плане. Тем не менее в скальных гробницах Бени-Ха-сана имеется множество композиций росписи, среди которых появляются изображения семитских племен. На них скрупулезно воспроизводятся одежды.

Ввиду того, что техникой египетской живописи была темпера (красители смешивались с водой, в которую в качестве связующего вещества добавлялся яичный белок или растительный клей), существует немного образцов, на которых сохранилась бы первоначальная живость красок, которые, с другой стороны, раскрашивали всю изображенную в сценах поверхность. Барельеф из мастаба должностного лица V династии Ти в Саккаре. 

Например, фриз с женщинами из гробницы Кнемхотепа. С развитием архитектуры рельеф обретает Живопись и рельефважное значение в украшении храмов, проявляя структуру и упорядоченность, которые отсутствовали в эпоху Древнего Царства. Начиная с царствования Сенусерта I постоянным становится применение техники углубленного рельефа, помещаемого на священных стенах.

Расписанный многоцветный рельеф использовался, как правило, в украшении саркофагов, воспроизводя различные образы в процессе какой-либо деятельности, как демонстрирует, например, саркофаг Кавит (Каир, Египетский музей), выполненный из известкового камня. На одном из рисунков доят корову, а на рисунке рядом жрица Кавит пробует молоко, пока служанка ее одевает. Это один из самых утонченных образцов углубленного рельефа. На нем контуры волос на голове, плеч и рук вырезаны более глубоко, чем детали туловища. В высшей степени стройные женские фигуры отражают элегантный вкус и стилизованный канон удлиненных линий.

Начиная с эпохи Среднего Царства техника выполнения углубленного рельефа стала использоваться для украшения главным образом погребальных предметов, таких как саркофаги.

Кроме того, рельеф перестал применяться для декорации стен храмов и царских погребальных сооружений и проявил тенденцию к употреблению живописи. Фрагмент сцены на саркофаге принцессы и жрицы Кавит из XI династии, найденный в Дейр-эль-Бахри (Фивы) и хранящийся в Египетском музее Каира. На этой сцене, где за покойницей ухаживает служанка, лица обнаруживают проникновенное и суровое выражение, которое было характерным для данной эпохи. 

Продолжая этот стиль, фигуры из гробницы Джехути-Хетепа воспроизводят ритмичную серию фигур, нюхающих цветок лотоса, наряженных в туники, облегающие тело. Создание обособленных статуй, предназначенных для погребальной архитектуры, сократилось и уступило затем место стелам с рельефом из камня или дерева. Продолжая традицию Древнего Царства, изображаемые мотивы всегда остаются одними и теми же: покойник перед столом подношений, со своей супругой или родственниками, как это выглядело на стеле Мен-тухотепа. Композиция образуется четырьмя рисунками разных размеров.

Самый большой относится к сцене, которая изображает покойника перед столом подношений, под иероглифической надписью, содержащей ритуальную формулу.

 

Читайте далее:

По материалам Wikipedia