Памятники

Искусство на заре исторического этапа

Главная / Архитектурное искусcтво / Искусство Eгипта / Искусство на заре исторического этапа

Искусство на заре исторического этапаНа заре истории отдельные первобытные поселения объединились в номы, которые и стали первыми политико-административными единицами. Возникли два крупных региональных объединения под властью одного царя для номов дельты и другого — для номов долины. Так возникли две страны — Нижний и Верхний Египет, ставшие, соответственно, крупнейшими образованиями в дельте и речной долине.

К 3100 г. до н.э. различные номы севера и юга были окончательно объединены под властью одного царя Мена, и с этого момента началась в полном смысле слова история Египта, с его иерархическим обществом, создавшим великую земледельческую державу.

Лицевая сторона палетки охоты на пьвов, хранящейся в Британском музее (Лондон) и относящейся к додинастическому периоду. Символические декоративные мотивы, хаотически размещенные в пространстве, покрывают практически всю поверхность этого церемониального предмета, почти не оставляя просветов. 

Центральный персонаж палетки царя Нармера (Каир, Египетский музей) отождествляется с царем Меном, основателем 1 династии и первым правителем, объединившим страну после победы над Нижним Египтом. Этот рельеф демонстрирует правила изображения, которым подчиняются рисунок и композиция. Все фигуры расположены в строгом порядке, в пространстве, разделенном на горизонтальные ряды. Углубление в центре лицевой стороны использовано, чтобы разместить рядом двух животных, обнимающих своими длинными шеями эту емкость для благовоний. В верхнем ряду — царь, увенчанный короной Нижнего Египта, движется, предшествуемый штандартами бога Гора. Вертикальные линии штандартов вздымаются над горизонталью, которая служит опорой фигурам. На одном краю той же сцены четко очерчены обезглавленные трупы пленников, составляющие два вертикальных ряда. На противоположной стороне была оставлена большая секция в центре для фигуры царя-победителя, изображенного в большем масштабе, чем остальные фигуры, увенчанного короной Верхнего Египта и приносящего в жертву пленника. В этой сцене, следовательно, очерчены те принципы изображения, которые утвердятся впоследствии.

Египетская культура тесно связана с природой, поэтому египетская архитектура гармонично сосуществует с географическим контекстом. Долина Нила являет нам пейзаж пойменных долин, образующих террасы, а за пределами этой пересеченной местности находится пустынная равнина.

Отсутствие древесины и камня обусловливает то, что жилищные постройки, в том числе грандиозные дворцы, строились из необожженных кирпичей. Напротив, священные постройки, храмы и гробницы выполнялись из камня. Построенные на века, они являются единственными архитектурными строениями, сохранившимися до наших дней.

Священная архитектура проектировалась не как обитаемое пространство, а как чисто объемная форма, которая располагается на необъятной территории. Порядок привязки внутреннего пространства строений зависит от проведенной оси. Различные помещения располагаются по траектории, простирающейся от мирского внешнего пространства к самому потаенному святилищу храма. Вся архитектура проектируется в соответствии с требованиями двух главных обрядов в египетской жизни: погребения и культа богов.

Читайте далее:

По материалам Wikipedia