Храмы Солнца
Во времена V династии цари построили ряд святынь Солнца, призванные придать легитимность основанию династии, которое таким образом соответствовало реставрации Солнца в качества вселенского бога, прямыми детьми которого выступали данные цари. На протяжении этого периода, кроме того, решающее значение имело влияние жрецов города Гелиополя, где преобладала теология, опиравшаяся на Ра, бога Солнца.
Фрагмент надписей и разрисованных барельефов, которые украшают ствол и колокообразные капители колонн в храме Рамзеса III (XX династия) в Мединет Хабу (Фивах). Эта постройка, одна из важнейших в фиванской архитектуре религиозного назначения, являет собой великолепный прототип пристрастия ко всему колоссальному, к элегантности, а также к обилию строительных и декоративных элементов, свойственных Новому Царству. Своим единообразием стиля и монументальным характером она заслужила восхищение и уважение у последующих цивилизаций.
Строительство храма в Носерре, вблизи Абусира, отвечает именно этим принципам. На основе остатков архитектурных сооружений появилась возможность реконструировать план комплекса святыни. Он состоял из тех же частей, что и погребальный комплекс пирамид: храма, расположенного в долине, мощеной дороги, ведущей к другой колоннаде на возвышенности, и прямоугольного помещения без крыши, где величественно возвышался обелиск. Чтобы подойти к обелиску, необходимо было преодолеть коридор, который вел в украшенную стелами часовню. За ней находилась площадка или двор. Большой двор являлся главным местом, предназначенным для жертвоприношений животных. Для этой цели пол был уложен плитами и снабжен каннелюрами, которые направляли кровь в алебастровые резервуары. В центре находился алтарь, также из алебастра, который дополнялся четырьмя круглыми столами для подношений. Другая часть двора, к западу, предназначалась для расположенных в ряд складских помещений.
Обелиск был массивным и устанавливался на усеченную пирамиду. Изготовленный из камня, на своей верхушке он был увенчан пирамидоном. В действительности это было место с символическим значением, куда падали первые солнечные лучи на восходе дня. Обелиски интерпретировались как примитивные менгиры. К этой символике следует прибавить еще и другую, которая была связана с Солнцем и изложена Эрнесто Скьяпарелли, полагавшим, что обелиски должны были выступать как продолжение солнечных лучей, концентрировавшихся на вершине пирамидона, чтобы затем распространяться по земле и вдыхать жизнь во все элементы природы.
С внешней стороны помещения располагалась солнечная лодка, выстроенная из покрытого штукатуркой необожженного кирпича и раскрашенная в живые цвета. Это было транспортное средство, использовавшееся Солнцем в его движении по небосклону. Лодки обладали большим символическим значением и занимали важное место во всех храмах.
Читайте далее:- Гробницы
- Храм в Луксоре
- Скульптура Нового Царства
- Новое Царство
- Искусство на заре исторического этапа
- Городская архитектура
- Бюст царицы Нефертити
- В погребальных склепах
- Погребальные строения: первые проявления
- Египетская скульптура
- Обособленная скульптура
- Росписи гробницы Нахта
- Мастабы
- Правила скульптурного изображения
- Изменение канонов: реформа в Телл-эль-Амарне
- Амарнская реформа: новое изображение в искусстве
- Первое великое погребальное строение
- Материалы, применявшиеся в скульптуре