Памятники

n

Стереотип молодости и красоты: иерархия символов

Главная / Архитектурное искусcтво / Искусство Eгипта / Стереотип молодости и красоты: иерархия символов

Изображение фигуры является вневременным, что означает, что не передаются ни чувства, ни действия. Поэтому картину следует рассматривать как заклинание, обращенное к вечности. Идеализация фигур прямо пропорциональна их социальному положению. Царь изображается с соответствующими его статусу атрибутами. Его тело воплощает вечную молодость. Неподвижность и вневременная невозмутимость пропорциональны рангу изображаемого. Так, например, чем выше социальный ранг, тем больше неподвижности. Речь не идет об условном портрете; то, что изображается, в действительности является социальной функцией персонажа, для чего необходимо также воспроизводить элементы, символизирующие его атрибуты. Изображаемые фигуры должны, таким образом, быть безошибочно узнаваемыми. Именно таким путем они превращаются в архетипы: фараона, писца, ремесленника и т.д. Поэтому изображение обобщается в нескольких типичных категориях, которые повторяются на протяжении всей истории египетского искусства. Ранг воспроизводимых фигур обусловливает масштаб, так что размер тем больше, чем выше положение в социальной иерархии. Так, в сцене битвы фараон может казаться гигантом рядом с изображениями рядовых воинов или врагов. Размеры фигур зависят от важности персонажа и не имеют никакого отношения к пространственной глубине. На самом деле, речь идет об «иерархическом взгляде».

Эти правила применяются с большей строгостью в случаях, относящихся к персонажам с высоким социальным статусом. Низшие социальные слои (ремесленники, крестьяне, прислуга) изображаются со всевозможными деталями в процессе выполнения работы. Тогда наблюдается большая легкость в линиях и большая степень свободы в формах и композиции. Такие фигуры, следовательно, отражают больший реализм не только своим взглядом, но также своими динамичными жестами и позами. Тем самым исчезает почтение, привносимое священным.

Изображение животных

В отличие от изображения человека, в воспроизведении животных применяются все имеющиеся средства выражения с целью добиться максимального натурализма. Животные получаются с превосходно выписанными деталями, их тело наделено живостью, которая контрастирует со скованностью человеческих тел. Художник несколько отходит от условностей и наносит легкие штрихи. Применение цвета сопровождается массой оттенков. Этот контраст между изображениями людей и животных сохраняется на протяжении всей истории египетского искусства.

 

Читайте далее:

По материалам Wikipedia