Памятники

Ряд вариантов композиционного решения

Айван насчитывает ряд вариантов композиционного решения. Приемы композиции айвана можно в основном классифицировать в двух направлениях по числу колонн:

  • одноколонные,
  • двух- и многоколонные; по расположению относительно комнаты:
    – примыкающие к торцу комнаты,
    – примыкающие к дому под углом,
    – расположенные перед фасадом.

Помимо этих основных случаев, композиция айвана, развиваясь в глубину и высоту, выступает в самых оригинальных формах.

В жилом доме Шахрисябза композиция айвана представлена в элементарном виде: это айван с одной колонной, примыкающий к торцу комнаты и равный ей по высоте. Однако простота не уменьшает архитектурного достоинства. Пропорции продуманы вплоть до деталей, очертания фасада очень стройны.

Гораздо более изысканны формы хивинского улу-айвана. Он также имеет лишь одну колонну, но поставлен  перед комнатой   и   превышает ее по высоте. Улу-айвану противопоставляется по другую сторону двора более низкий терс-айван  с одной или несколькими колоннами.

Айван и айвончи бухарского дома

Айван и айвончи бухарского дома

Многоколонный айван ферганского дома расположен перед комнатами. В Бухаре существует тип айвончи или ним-айван, узкий айван-галерея, вытянутый вдоль глухой стены над кровлей первого этажа.

В Шахрисябзе из сочетания обычного одноколонного айвана и айвана-галереи создается сложная пространственная композиция, которая развивается и в высоту, занимая два этажа. Такой прием употреблялся на внешнем дворе и встречается также в Карши. Усложнение пространственной композиции хивинского дома принимает исключительно изысканные формы.

После Великой Октябрьской революции народное творчество поднимается на качественно новую ступень. Традиционные пространственные приемы обогащаются и получают новый масштаб. Например, в устье Зерафшанской долины архитектура развивает местную тему многоколонного фасадного портика, но последний в данном случае повторяется с трех сторон и акцентирован по осям здания; кроме того, введен центральный сквозной разрыв корпуса. Комнаты и портики расположены во втором этаже.

Айван внешнего двора каршинского дома

Айван внешнего двора каршинского дома

Богатый дом в Хиве. Айван внутреннего двора

Богатый дом в Хиве. Айван внутреннего двора

Организация ансамбля в целом, как и решение основного элемента — жилой ячейки, различается по областям и находится в соответствии с типом ячейки, размерами участка и количеством комнат. В жилище с большим количеством помещений пространство двора, окруженное постройками, составляет с ним единую композицию.

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Читайте далее:

По материалам Wikipedia