Ряд вариантов композиционного решения
Айван насчитывает ряд вариантов композиционного решения. Приемы композиции айвана можно в основном классифицировать в двух направлениях по числу колонн:
- одноколонные,
- двух- и многоколонные; по расположению относительно комнаты:
— примыкающие к торцу комнаты,
— примыкающие к дому под углом,
— расположенные перед фасадом.
Помимо этих основных случаев, композиция айвана, развиваясь в глубину и высоту, выступает в самых оригинальных формах.
В жилом доме Шахрисябза композиция айвана представлена в элементарном виде: это айван с одной колонной, примыкающий к торцу комнаты и равный ей по высоте. Однако простота не уменьшает архитектурного достоинства. Пропорции продуманы вплоть до деталей, очертания фасада очень стройны.
Гораздо более изысканны формы хивинского улу-айвана. Он также имеет лишь одну колонну, но поставлен перед комнатой и превышает ее по высоте. Улу-айвану противопоставляется по другую сторону двора более низкий терс-айван с одной или несколькими колоннами.
Айван и айвончи бухарского дома
Многоколонный айван ферганского дома расположен перед комнатами. В Бухаре существует тип айвончи или ним-айван, узкий айван-галерея, вытянутый вдоль глухой стены над кровлей первого этажа.
В Шахрисябзе из сочетания обычного одноколонного айвана и айвана-галереи создается сложная пространственная композиция, которая развивается и в высоту, занимая два этажа. Такой прием употреблялся на внешнем дворе и встречается также в Карши. Усложнение пространственной композиции хивинского дома принимает исключительно изысканные формы.
После Великой Октябрьской революции народное творчество поднимается на качественно новую ступень. Традиционные пространственные приемы обогащаются и получают новый масштаб. Например, в устье Зерафшанской долины архитектура развивает местную тему многоколонного фасадного портика, но последний в данном случае повторяется с трех сторон и акцентирован по осям здания; кроме того, введен центральный сквозной разрыв корпуса. Комнаты и портики расположены во втором этаже.
Айван внешнего двора каршинского дома
Богатый дом в Хиве. Айван внутреннего двора
Организация ансамбля в целом, как и решение основного элемента — жилой ячейки, различается по областям и находится в соответствии с типом ячейки, размерами участка и количеством комнат. В жилище с большим количеством помещений пространство двора, окруженное постройками, составляет с ним единую композицию.
«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина
Читайте далее:- Рациональное использование рельефа местности
- Вода и зелень в композиции жилого дома
- Дома и фасады а различных городах
- Объемность слитых помещений
- Оригинальные приемы при выражении внутреннего пространства
- Уличный фасад в Шахрисябзе и Карши
- Пространственные схемы композиции хивинского дома
- Симметрия
- Пространственность
- Айван в Бухаре и Шахрисябзе