Симметрия
Симметричный ферганский дом по своей композиционной сущности представляет совершенно законченный объем при минимальном составе из двух комнат и айвана. Поэтому с расширением объема он несколько меняет свои архитектурные свойства: ставится углом, фасадами на юг и восток, причем в добавочном крыле появляется межкомнатный айван, или удваивается полуоткрытое помещение кашгарча, но пеш-айван остается лишь по южной стороне.
Богатый дом в Хиве. Айван внешнего двора
Дом Турсункулова в колхозе им. Куйбышева, Комсомольского района, Самаркандской области. Трехсторонний айван с акцентами по осям и сквозная лоджия в центральной части здания.
В других типах жилья, наоборот, выступает весьма отчетливо свойство блокирования. Таков шахрисябзский тип, где ячейка дома прекрасно приспособлена к блокированию и, составляя законченное архитектурное целое сочетанием двух комнат и центрального айвана, дает в то же время прекрасное решение в периметральной застройке, удобно смыкаясь по углам двора.
Ряд блестящих архитектурных вариантов дает организация хивинского жилища. Развиваясь от простейшего сочетания улу- и терс-айванов, пространственная идея хивинского дома проходит ряд стадий: с одной стороны, расширяя пространство двора и обогащая его различными вариантами колоннады, с другой, — эволюционируя к закрытому двору. На прилагаемой схеме пространственных вариаций двора представлены этапы развития обеих тенденций.
Группа 1
- Нормальный общепринятый тип двора с двумя айванами и небольшим открытым пространством.
- Двор расширен и получает с трех сторон портик (перкстильный вариант). При этом под большим айваном может быть вкомпонована верхняя галерея и оба этажа объединяются «гигантским ордером» большой колонны.
- Композиция обогащается добавлением к улу-айвану двух половинных ним-айванов. Терс-айван при этом развивается вширь.
- Предыдущий вариант удвоен (композиция дворцового типа).
- Композиция гарема Таш-Хаули включает пять поставленных рядом больших айванов при наличии малых айванов по второму этажу с трех других сторон.
Композиция многокомнатных домов Ферганы и Шахрисябза
I, II — многокомнатные дома в Коканде и Маргелане. Постройки ичкари.
III — дом в Китабе. А — ташкари: 1 — передняя, 2 — михманхона. Б — ичкари, 1—6 — комнаты, 7 — мадон.
Группа 2
-
Отправная композиция — двор с двумя айванами, но колонны сближаются до предела и открытое пространство исчезает. Бодгир, выдвигаясь вперед, перекрывает терс-айван. В этих двух группах представлены также варианты решения второго этажа, выходящего на большой айван — закрытый и открытый таляк.
-
Двор целиком покрыт кровлей, для чего нужна всего одна большая колонна. Свет поступает через окна под крышей или отверстие в потолке.
«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина
Читайте далее:- Рациональное использование рельефа местности
- Вода и зелень в композиции жилого дома
- Дома и фасады а различных городах
- Объемность слитых помещений
- Оригинальные приемы при выражении внутреннего пространства
- Уличный фасад в Шахрисябзе и Карши
- Пространственные схемы композиции хивинского дома
- Ряд вариантов композиционного решения
- Пространственность
- Айван в Бухаре и Шахрисябзе