Памятники

Симметрия

Симметричный ферганский дом по своей композиционной сущности представляет совершенно законченный объем при минимальном составе из двух комнат и айвана. Поэтому с расширением объема он несколько меняет свои архитектурные свойства: ставится углом, фасадами на юг и восток, причем в добавочном крыле появляется межкомнатный айван, или удваивается полуоткрытое помещение кашгарча, но пеш-айван остается лишь по южной стороне.

Богатый дом в Хиве. Айван внешнего двора

Богатый дом в Хиве. Айван внешнего двора

Дом Турсункулова в колхозе им. Куйбышева

Дом Турсункулова в колхозе им. Куйбышева, Комсомольского района, Самаркандской области. Трехсторонний айван с акцентами по осям и сквозная лоджия в центральной части здания.

В других типах жилья, наоборот, выступает весьма отчетливо свойство блокирования. Таков шахрисябзский тип, где ячейка дома прекрасно приспособлена к блокированию и, составляя законченное архитектурное целое сочетанием двух комнат и центрального айвана, дает в то же время прекрасное решение в периметральной застройке, удобно смыкаясь по углам двора.

Ряд блестящих архитектурных вариантов дает организация хивинского жилища. Развиваясь от простейшего сочетания улу- и терс-айванов, пространственная идея хивинского дома проходит ряд стадий: с одной стороны, расширяя пространство двора и обогащая его различными вариантами колоннады, с другой, — эволюционируя к закрытому двору. На прилагаемой схеме пространственных вариаций двора представлены этапы развития обеих тенденций.

Группа   1

  1. Нормальный общепринятый тип двора с двумя айванами и небольшим открытым пространством.
  2. Двор расширен и получает с трех сторон портик (перкстильный вариант). При этом под большим айваном может быть вкомпонована верхняя галерея и оба этажа объединяются «гигантским ордером» большой колонны.
  3. Композиция обогащается добавлением к улу-айвану двух половинных ним-айванов.  Терс-айван при этом развивается вширь.
  4. Предыдущий вариант удвоен  (композиция дворцового типа).
  5. Композиция гарема Таш-Хаули включает пять поставленных рядом больших айванов при наличии малых айванов по второму этажу с трех других сторон.

Композиция многокомнатных домов Ферганы и Шахрисябза 

Композиция многокомнатных домов Ферганы и Шахрисябза

I, II — многокомнатные дома в Коканде и Маргелане. Постройки ичкари.
III — дом в Китабе. А — ташкари: 1 — передняя, 2 — михманхона. Б — ичкари, 1—6 — комнаты, 7 — мадон.

Группа 2

  1. Отправная композиция — двор с двумя айванами, но колонны сближаются до предела и открытое пространство исчезает. Бодгир, выдвигаясь вперед, перекрывает терс-айван. В этих двух группах представлены также варианты решения второго этажа,   выходящего   на   большой айван — закрытый и открытый таляк.
  2. Двор целиком покрыт кровлей, для чего нужна всего одна большая колонна. Свет поступает через окна под крышей или отверстие в потолке.

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Читайте далее:

По материалам Wikipedia