Пространственность
Одним из основных свойств композиции жилища, как и произведений народной архитектуры Узбекистана вообще, является пространственность. Под пространственностью мы понимаем наличие в архитектуре крытых элементов — лоджий, колоннад, портиков, связывающих объемную массу здания с окружающим пространством.
В архитектуре жилища Узбекистана, как и других стран с теплым климатом, пространственность имеет свое функциональное обоснование: жизнь местного населения протекает большую часть года на открытом воздухе, и требуется лишь кровля над головой для защиты от солнечного зноя. Внешняя архитектура жилища оперирует такими выразительными средствами, как портик, лоджия, створчатые и подъемные ставни, ажурные решетки. Эти элементы являются средствами связи внутреннего пространства дома с открытым пространством двора.
Идея пространственности получила последовательное развитие в ферганском жилом доме. Замкнутое пространство комнат сообщается с айваном кашгарча, раздвижная стенка которого сливает его с открытым айваном — галереей. К колоннаде айвана примыкает ажурный зеленый навес виноградника — легкое, последнее звено пространственного ряда. Но и внутренний объем комнат получает такого рода архитектурное разрешение, которое почти уничтожает характер замкнутости: ажурное кружево бесчисленных нишек растворяет плоскости стен, скульптурность ребристой поверхности балок и васа уменьшает тяжесть низкого потолка.
Большой айван хивинского дома
Для того чтобы раскрыть архитектурное богатство узбекского жилища, необходимо дать хотя бы краткий анализ его форм и наметить классификацию деталей. Композиция узбекского дома во всем его многообразии исходит от простейшего сочетания двух компонентов: объемного (команата) и пространственного (айван).
Стены помещения чаще всего — каркас, между стойками которого помешаются ниши и проемы. Таким образом, архитектура интерьера и фасада тектонична и целиком соответствует конструктивному скелету здания. Решение плоскости фасада, обращенного во двор, элементарно — проемы со ставнями (числом обычно три), над ними небольшие решетчатые проемы — тобадон. Завершение карнизом практикуется не везде. Такой плоскостной элемент сочетается с айваном, за исключением бухарского типа, где часто ограничиваются открытыми террасами.
«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина
Читайте далее:- Рациональное использование рельефа местности
- Вода и зелень в композиции жилого дома
- Дома и фасады а различных городах
- Объемность слитых помещений
- Оригинальные приемы при выражении внутреннего пространства
- Уличный фасад в Шахрисябзе и Карши
- Пространственные схемы композиции хивинского дома
- Симметрия
- Ряд вариантов композиционного решения
- Айван в Бухаре и Шахрисябзе