Памятники

Пространственность

Одним из основных свойств композиции жилища, как и произведений народной архитектуры  Узбекистана вообще,  является  пространственность. Под пространственностью мы понимаем наличие в архитектуре крытых элементов — лоджий, колоннад, портиков, связывающих объемную массу здания с окружающим пространством.

В архитектуре жилища Узбекистана, как и других стран с теплым климатом, пространственность имеет свое функциональное обоснование: жизнь местного населения протекает большую часть года на открытом воздухе, и требуется лишь кровля над головой для защиты от солнечного зноя. Внешняя архитектура жилища оперирует такими выразительными средствами, как портик, лоджия, створчатые и подъемные ставни, ажурные решетки. Эти элементы являются средствами связи внутреннего пространства дома с открытым пространством двора.

Идея пространственности получила последовательное развитие в ферганском жилом доме. Замкнутое пространство комнат сообщается с айваном кашгарча, раздвижная стенка которого сливает его с открытым айваном — галереей. К колоннаде айвана примыкает ажурный зеленый навес виноградника — легкое, последнее звено пространственного ряда. Но и внутренний объем комнат получает такого рода архитектурное разрешение, которое почти уничтожает характер замкнутости: ажурное кружево бесчисленных нишек растворяет плоскости стен, скульптурность ребристой поверхности балок и васа уменьшает тяжесть низкого потолка.

Большой айван хивинского дома 

Большой айван хивинского дома

Для того чтобы раскрыть архитектурное богатство узбекского жилища, необходимо дать хотя бы краткий анализ его форм и наметить классификацию деталей. Композиция узбекского дома во всем его многообразии исходит от простейшего сочетания двух компонентов: объемного (команата) и пространственного (айван).

Стены помещения чаще всего — каркас, между стойками которого помешаются ниши и проемы. Таким образом, архитектура интерьера и фасада тектонична и целиком соответствует конструктивному скелету здания. Решение плоскости фасада, обращенного во двор, элементарно — проемы со ставнями (числом обычно три), над ними небольшие решетчатые проемы — тобадон.  Завершение карнизом  практикуется  не везде. Такой плоскостной элемент сочетается с айваном, за исключением бухарского типа, где часто ограничиваются открытыми террасами.

 «Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Читайте далее:

По материалам Wikipedia