Памятники

n

Айван в Бухаре и Шахрисябзе

Принцип симметрии проявляется отчетливо не в каждом типе жилища. Законченно симметрична композиция ферганского дома с его центральным айваном. Значение последнего как композиционного центра часто подчеркнуто соответственным повышением кровли открытого айвана. Архитектурной утонченностью отличается композиция с ризалитами — вынесенными вперед крыльями айвана. Симметрична композиция шахрисябзского типа в сочетании двух комнат с айваном, всегда симметричны формы хивинского улу-айвана.

Во всех этих случаях бросается в глаза отчетливое стремление центрировать фасадную композицию, что достигается введением отмечающей ось симметрии центральной колонны. Вход при этом оказывается часто позади колонны, т. е. опять-таки по оси здания. В ферганских домах вход в айван предпочитали делать сбоку, так как ему предшествовал пандус — юлак, который не мог быть расположен посредине из-за центральной колонны. Наиболее четко принцип симметрии определился в хивинском доме с его правильным прямоугольным   планом  двора  и стоящими по оси  айванами.

Бухарский дом с открытыми террасами

Бухарский дом с открытыми террасами

Айван дома второй половины XIX века в Шахрисябзе

Айван дома второй половины XIX века в Шахрисябзе

Соблюдаемая в равновесии композиционных масс симметрия не проводится вплоть до деталей: комнаты, расположенные по обе стороны айвана, чаще несколько различны по размерам, застройка одной стороны двора не бывает зеркальным отражением другой, на фасадах вводятся асимметричные проемы и т. д. Другими словами, реальные жизненные потребности всегда учтены в первую очередь.

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Читайте далее:

По материалам Wikipedia