Памятники

n

Оригинальные приемы при выражении внутреннего пространства

Главная / Народные традиции архитектуры Узбекистана / Композиция жилого дома / Оригинальные приемы при выражении внутреннего пространства

Кашкадарьинские шипанг прекрасно иллюстрируют здоровую сущность народной архитектуры и показывают, как легко могут ее произведения обойтись без декоративных ухищрений. Здесь полное отсутствие декорации, минимум материальных затрат, легкая форма из жердей; однако постройка представляет подлинно архитектурное произведение. Шипанг оживляют  панораму улицы и привлекают внимание издалека.

Уличный фасад дома в Коканде

Уличный фасад дома в Коканде

Лоджии кокандских домов с поднимающимися ставнями ровон выполнены весьма продуманно в целом и деталях. Приведённый здесь образец обаятелен по идее фасада, законченности и пропорциональности отдельных частей. Лоджии хивинских домов украшаются резными колонками и консолями. Во  втором  этаже  на  улицу  выходят арки  для  проветривания.

Деталь фасада хивинского дома

Деталь фасада хивинского дома

В облике сельской усадьбы Хорезма отголоски оборонных приемов получают чрезвычайно интересную декоративную форму, те же элементы в самаркандских пригородных усадьбах значительно смягчены. Решение внутреннего пространства выражается целым рядом оригинальных и смелых приемов. Интерьеру пространственность свойственна в той же мере, что и внешней архитектуре здания. Широко распространен и принимает разнообразные формы тип крытого двора. О нем уже была речь выше, при  анализе хорезмского  жилища.

Дом с лоджией в Шахрисябзе 

Дом с лоджией в Шахрисябзе

Маргеланский образец крытого двора представляет нечто среднее между зимним крытым двориком и закрытым айваном и весьма интересен по замыслу. На фасад выходят деревянные решетки, прогоны потолка покоятся на четырех колоннах, свет поступает через фонарь — туйнук. Такие туйнуки на зиму оклеивались бумагой. Под фонарем, по словам нынешнего владельца, помещался раньше водоем. Следует отметить, что двери двух смежных жилых комнат выходят именно в этот холл, а не на открытый двор. Описанный прием устройства крытого двора, как и многие другие элементы ферганской архитектуры, имеет кашгарское происхождение (кашгарча). В нем, по-видимому, следует видеть прообраз характерного для ферганских домов центрального айвана с поднимающимися ставнями.

Кашкадарьинские шипанг по замыслу также являются крытыми двориками в миниатюре, перенесенными во второй этаж, что хорошо видно в одном из богатых домов Карши: в обширный холл второго этажа выходят двери нескольких комнат мужской половины. В торцах этого холла оставлены проемы для сквозного  проветривания.

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Читайте далее:

По материалам Wikipedia