Оригинальные приемы при выражении внутреннего пространства
Кашкадарьинские шипанг прекрасно иллюстрируют здоровую сущность народной архитектуры и показывают, как легко могут ее произведения обойтись без декоративных ухищрений. Здесь полное отсутствие декорации, минимум материальных затрат, легкая форма из жердей; однако постройка представляет подлинно архитектурное произведение. Шипанг оживляют панораму улицы и привлекают внимание издалека.
Уличный фасад дома в Коканде
Лоджии кокандских домов с поднимающимися ставнями ровон выполнены весьма продуманно в целом и деталях. Приведённый здесь образец обаятелен по идее фасада, законченности и пропорциональности отдельных частей. Лоджии хивинских домов украшаются резными колонками и консолями. Во втором этаже на улицу выходят арки для проветривания.
Деталь фасада хивинского дома
В облике сельской усадьбы Хорезма отголоски оборонных приемов получают чрезвычайно интересную декоративную форму, те же элементы в самаркандских пригородных усадьбах значительно смягчены. Решение внутреннего пространства выражается целым рядом оригинальных и смелых приемов. Интерьеру пространственность свойственна в той же мере, что и внешней архитектуре здания. Широко распространен и принимает разнообразные формы тип крытого двора. О нем уже была речь выше, при анализе хорезмского жилища.
Дом с лоджией в Шахрисябзе
Маргеланский образец крытого двора представляет нечто среднее между зимним крытым двориком и закрытым айваном и весьма интересен по замыслу. На фасад выходят деревянные решетки, прогоны потолка покоятся на четырех колоннах, свет поступает через фонарь — туйнук. Такие туйнуки на зиму оклеивались бумагой. Под фонарем, по словам нынешнего владельца, помещался раньше водоем. Следует отметить, что двери двух смежных жилых комнат выходят именно в этот холл, а не на открытый двор. Описанный прием устройства крытого двора, как и многие другие элементы ферганской архитектуры, имеет кашгарское происхождение (кашгарча). В нем, по-видимому, следует видеть прообраз характерного для ферганских домов центрального айвана с поднимающимися ставнями.
Кашкадарьинские шипанг по замыслу также являются крытыми двориками в миниатюре, перенесенными во второй этаж, что хорошо видно в одном из богатых домов Карши: в обширный холл второго этажа выходят двери нескольких комнат мужской половины. В торцах этого холла оставлены проемы для сквозного проветривания.
«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина
Читайте далее:- Рациональное использование рельефа местности
- Вода и зелень в композиции жилого дома
- Дома и фасады а различных городах
- Объемность слитых помещений
- Уличный фасад в Шахрисябзе и Карши
- Пространственные схемы композиции хивинского дома
- Симметрия
- Ряд вариантов композиционного решения
- Пространственность
- Айван в Бухаре и Шахрисябзе