Власть и общественная организация
Политическая система Египта возникла из необходимости должным образом руководить сооружением оросительных каналов для земледелия. Первый правитель был в то время первым строителем плотин и водохранилищ. После разлива требовалось новое размежевание земель. Правитель лично проводил межи и вскапывал землю, как гласят надписи на древнейших монументах.
Самое высокое социальное положение занимал царь, наделенный могуществом, гарантирующим процветание страны. После объединения обеих земель и концентрации царской власти в одних руках появилась потребность в лицах, наделенных полномочиями для осуществления его властных прерогатив. Непосредственными вершителями царской власти в вопросах устройства общества были визири, по одному в каждой земле. Жрецы отправляли каждодневные религиозные обряды в храмах. Был создан бюрократический аппарат со строго упорядоченной чиновничьей структурой и организована широкая административная сеть, в чьем ведении находилась вся деятельность внутри государства. Не было занятия, которое не подпадало бы так или иначе под административный контроль.
Деталь росписи в гробнице Рамзеса III (Долина царей, Фивы), где изображены двое нубийцев-слуг. Как и другие образцы египетского искусства, это изображение демонстрирует строгую упорядоченность выразительных средств, достигаемую неуклонным следованием не только главным канонам, но и другим, например, в выборе цвета, показывающего ранг и даже пол персонажа. Вся жизнь Египта была настолько регламентирована, что всех, от самых низких тварей до самых могущественных персонажей (включая богов), представляли исходя из сложной сети соответствий и символических представлений.
Вся жизнь фараона протекала в соответствии с пышным церемониалом. Он считался живым воплощением божества. Космогоническая идея сотворения мира через вмешательство духовного начала, упорядочившего материю, переносилась на фараона, который воплощал в себе космический порядок, противостоящий хаосу. Поддержание жизненного цикла, понимаемого как смена времен года, повторяющаяся без конца, зависело от фараона. С каждым новым воцарением наступал «год один», новый период, возобновлявший три фундаментальных принципа: восстановление порядка, победа Гора над его врагом и единство обоих Египтов.
Общество было иерархически организовано и делилось на несколько групп. Знать — административные чиновники высокого ранга и верховные жрецы — получала натуральную ренту и пользовалась преимуществами жизни при дворе. Существовала и группа землевладельцев. Они составляли правящую олигархию и имели возможность гарантировать себе новое рождение, строя роскошные гробницы. Рангом ниже стояли чиновники среднего звена, технические специалисты, писцы, рядовые жрецы, надсмотрщики, квалифицированные рабочие и ремесленники. На низшей ступени стояли крестьяне. Наконец, существовали разные формы личной зависимости, ограничивающие индивидуальную свободу. Обычной практикой, скрепляемой договором, была зависимость всей семьи, по своей воле поступавшей в услужение в богатый дом.
Читайте далее:
- Стилизация мотивов
- Храмы Солнца
- Скульптура Среднего Царства
- Стела Мернепта
- Первые рельефы
- Храмы Амона
- Изменения в изобразительном искусстве
- Изображение деталей: внимательное созерцание действительности
- Гробницы
- Храм в Карнаке
- Малые изваяния повседневных сцен
- Живопись и рельеф
- Искусство на заре исторического этапа
- Храм в Луксоре
- Скульптура Нового Царства
- Новое Царство
- Погребальные строения: первые проявления
- Городская архитектура