Памятники

Целительный бальзам

Человек, пока не попадет в беду,
Не узнает ценности своего друга.
Но сломанная кость руки человека
Всегда будет знать ценность мумие.

(Маслави Мухаммад Хусаин)

С глубокой древности до наших дней не увядает слава мумиё — природного лекарственного средства. Интерес к этому целительному бальзаму, «эликсиру жизни» древних врачевателей и ученых особенно возрос в последние 20—30 лет в связи с многократным подтверждением его удивительных свойств. В настоящее время изучением этого продукта занимаются не только медики, но и биологи, химики, геологи. В 1973 году природные скопления мумиё взяты под государственную охрану, и с этого времени оно рассматривается как ценнейшее полезное ископаемое. Однако, как это ни странно, до сего дня препараты на основе мумиё не найти ни в одной аптеке, и далеко не каждый врач решится дать какие-либо рекомендации по использованию этого лекарства. В чем же дело? Для ответа на этот непростой вопрос давайте кратко рассмотрим историю мумиё. Ведь впервые мы узнаем о нем из рукописей древних врачевателей. Что же они понимали под мумиё, где собирали этот ценный продукт и как использовали?

Вначале о происхождении самого названия «мумиё». Достоверных данных на этот счет пока нет, но большинство исследователей полагают, что оно связано с арабско-персидским словом «шит», т. е. «воск». В таджикском языке близким по звучанию является словосочетание с таким же корнем и окончанием «иой» (или «оин»), переводимое как «воскоподобный», «воскообразный». У греков слово мумиё (mumiyo) означало «сохраняющее», или «защищающее тело». Трудно сказать, какой смысл вкладывался прежде в это понятие: способность мумиё лечить, оздоровлять или же не менее известная способность консервировать, предотвращать от гниения мертвое тело. Кстати, всем известная «мумия», по-видимому, является ближайшим родственником мумиё-вещества. Дело в том, что у древних египтян бальзамирование трупов производилось с помощью различных смол, дегтя, меда, а также и мумиё. Завернутые в мягкую тонкую ткань и пропитанные благовониями египетские мумии великолепно дожили и до наших дней; возраст некоторых из них доходит до четырех тысяч лет. Цвет мумий обычно красноватый, вероятно поэтому в нашем языке укоренилось и еще одно понятие: «мумия» как красная природная краска, содержащая от 20 до 70 процентов окислов железа. Сейчас этим пигментом пользуются не так уж часто, хотя раньше он был в большом ходу.

Почти все старые литературные источники связывают первые находки мумиё с территорией нынешнего Ирана. У Абу Рейхана-аль-Бируни (973—1050 гг.) — великого ученого-энциклопедиста, есть, в частности, своеобразная трактовка названия мумиё, связывающая его с добычей в районе персидского села Оин: «…вблизи расположено селение, называемое Оин и к нему восходит другое название мумиё, а именно — оинский воск (мум-оин)». Но чаще всего история обнаружения мумиё сопровождается легендой, пересказываемой многими восточными авторами: «В древние времена жил в Иране царь Фиридун. Однажды во время охоты его слуги тяжело ранили в ногу джейрана. Джейран достиг пещеры в скалистой горе и исчез в ней. Через неделю охотники поймали его живым, осмотрели и увидели, что места ранений были смазаны каким-то черным, смолоподобным веществом. В пещере охотники нашли точно такое же вещество, собрали его и передали царю. Фиридун приказал изучить это вещество, выяснить, какими свойствами оно обладает. Мудрецы, изучив пещеру, пришли к выводу, что из трещин в скалах просачивается какая-то черная масса, которая накапливается вокруг трещин и капает вниз. Это вещество лижут животные и клюют птицы, исцеляя свои болезни, особенно ранения и переломы. После этого, по указанию Фиридуна, пещеру охраняли, вход заложили камнями и, открывая только один раз в год, снимали накопившееся вещество и отправляли в царскую сокровищницу».

Место, где расположена легендарная пещера, находится на севере Ирана и именуется Дороб, поэтому иранское мумиё получило название «мумиё-дороби» (мумиё доробинское).

Читайте далее:

По материалам Wikipedia