Памятники

Лазурит в России

В России лазурит стал применяться с XVII века, а с середины XIX века лазуритовая мода практически целиком вытеснила господствовавшую до тех пор «малахитовую». Этому во многом способствовало открытие в 80-х годах XVIII столетия богатых месторождений лазурита в южном Прибайкалье. Русская школа резчиков лазурита специализировалась на изготовлении не только мелких поделок (разнообразные кубки, чаши, шкатулки, бусы), но и на декоративной облицовке крупных сооружений. Примером тому могут служить знаменитые пятиметровые колонны иконостаса Исаакиевского собора в Ленинграде или колоссальные, более чем двухметровые вазы Эрмитажа.

Не подумайте однако, что эти вещи созданы из целиковых монолитов — в таких массах лазурит просто не встречается. Мастера известных на весь мир Петергофской и Екатеринбургской гранильных фабрик в середине прошлого столетия использовали способ так называемой «русской мозаики». Искусство этой мозаики заключается в вытачивании и точной подгонке тонких пластинок камня, постепенно «одевающих» все изделие. Это остроумное достижение русских мастеров прекрасно как в поделках из лазурита, так и в каменных росписях из малахита и яшмы.

Лазурит за многие столетия его использования оставил яркий след не только в камнерезном искусстве, но и в живописи. Еще в странах древнего мира, а в средние века — в Европе и Азии, он употреблялся для изготовления драгоценной художественной краски — ультрамарина. Для этого камень жгли на костре, потом растирали в тонкий порошок и промывали водой для удаления примесей. Полученную пудру смешивали со смолой, воском или маслом. Природный ультрамарин, благодаря исключительной стойкости, чистоте и в то же время — прозрачности, ценился очень высоко и был незаменим в течение многих веков. Гениальные творения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана и других мастеров эпохи Возрождения написаны ультрамарином.

«Лазоревой» краской пользовался и наш соотечественник, замечательный живописец Дионисий Глушицкий (XV век), чьи фрески в Ферапонтовом монастыре (Вологодская область) и в наше время доставляют истинное наслаждение многочисленным почитателям его таланта. Лазуритовый порошок до самого последнего времени, пока не появились синтетические заменители, употребляли и в керамическом производстве. Хорошо известно его использование для приготовления эмалей, глазури, в производстве китайского фарфора и венецианского стекла. Синие купола мечетей, глиняные изразцы минаретов и медресе многих городов Средней Азии также сохраняют в себе частичку этого удивительного камня.

Читайте далее:

По материалам Wikipedia