Искусство по Гегелю
Искусство, вместе с религией и поэзией, образует, по Гегелю, триаду основных проявлений человеческого духа.
Оно, в силу своего осязаемо-чувственного характера и конкретности форм, является, несомненно, лучшим инструментом для глубинного исследования природы и внутреннего мира человеческих существ — без необходимости прибегать при этом к рациональным научным методам. С точки зрения исторического познания произведения искусства лучше любой иной формы исследования могут объяснить, каково было прошлое и каким может стать будущее мира, сокрытое от глаза человека.
С самого своего зарождения во времени искусство представляет собой один из способов заклинания неведомого, чтобы в итоге, умением победив трудности, заключенные в материале, получить некий предмет; предмет этот, обладающий такими возможностями, которых никогда не может иметь инструмент, в свою очередь, служит для достижения такого эмоционального состояния, когда дух сообщается г: трансцендентностью. На различных стадиях развития человечества искусство выполняло роль посредника между человеком, с одной стороны, и слепыми силами природы и всеобъемлющим могуществом божественного — с другой.
Абсолютное начало правило его судьбами. Наскальная живопись, статуэтки из кости, в том числе слоновой, украшенные орудия охоты доисторического человека — все это, согласно гипотезам исследователей касательно жизни первых жителей Земли, было сделано для магических целей. Статуи, помещенные в портики средневековых церквей, настенная роспись романики и витражи готических соборов были созданы для того, чтобы научить верующих основам христианской веры.
Их функция была дидактической — своего рода функция наглядной библии для тех, кто не умел читать. В Египте искусство прошло через этап символический, а в Греции — через этап, когда мифическое было основополагающим. Классическая античность открыла то чувство красоты, которое Европа, начиная с XV века, возродила с помощью пародии — «mimesis», или воли к подражанию этому миру чувств, как средства познания природы и человека во всей его полноте.
Читайте далее:
- Первые храмы
- Рельефы
- Персеполь
- Эволюция архитектуры храмов
- Просверленные плиты
- Ахемениды
- Зиккураты, или связь со священным
- Мемориальные стелы
- Прославление имперского могущества
- Эволюция архитектуры зиккурата
- Кодекс Хаммурапи
- Финикийское художественное искуство
- Градостроительство: крепостные стены и жилища
- Ассирийский рельеф
- Ювелирные изделия
- Дворцовая архитектура
- Ассирийские ортостаты
- Архитектурная отрасль