Памятники

Семитская скульптура

Вторжение семитских народов, амо-ритов, пришедших с запада, породило синкретическое искусство, основанное на существующей шумерской традиции. Знаменитые статуи происходят из города Мари, который в эту эпоху достиг вершины своего расцвета благодаря торговой деятельности. Они представляют собой изображения правителей (с характерными для семитских этносов чертами) с длинными бородой и волосами.

По сохранившимся образцам можно констатировать наличие двух выборов в пластике. Один, должно быть, был представлен фигурой Иштуп-илюма (1,52 м), которая хранится в Алеппском музее (Сирия) и обнаруживает обработку, подобную статуям Гудеа. В ней, следовательно, проявляется упрощенность объемов, в частности в мантии, которая выглядит совершенно строгой и скрывает всякий намек на анатомию. Детальность зарезервирована для скрупулезнейшей отделки бороды.

В отличие от нее, статуя правителя Пузур-Ишатара, хранящаяся в Стам- бульском музее (Турция), сочетает строгость отдельных частей тела (плеч и рук) с орнаментальным богатством туники, у которой тщательно отчеканена каждая деталь. Другие, женские статуи из известкового камня, относящиеся к дворцу Мари, воспроизводят богинь, носительниц символа божественности, которые предстают наряженными в каски и рога. Одна из них выступает носительницей фонтанирующего сосуда, который был подключен к сети труб и позволял течь воде.

Объемы выточены таким образом, что достигаемая пластичность свойственна скорее глине, чем камню. Об этом можно судить по волосам и горизонтальным складкам, рассыпанным по платью до самых ног, причем то и другое воплощено самым подробным образом и выполнено тончайшими линиями.

От этапа господства Вавилона крупных скульптурных образцов не сохранилось. Тем не менее гранитная голова из Суз, хранящаяся в Лувре, была принята за изображение царя Хамму-рапи, в котором контрастирует сочетание свободного изваяния усов со строгой бородой, воплощенной, к тому же, весьма условным образом.

Последующие периоды истории Месопотамии не принесли значительных плодов в скульптурном искусстве, потому что как касситы, так и эламиты использовали в большей мере иные средства выражения, такие, как обожженная и покрытая глазурью глина, а также бронза.

Читайте далее:

По материалам Wikipedia