Памятники

Месопотамия: искусство на службе царя и храма

Главная / Архитектурное искусcтво / Первые цивилизации / Месопотамия: искусство на службе царя и храма

Древняя Месопотамия, как и Египет, своим расцветом обязана рекам — Тигру и Евфрату. Страна разделялась на две части: Ассирию на севере и Вавилонию на юге. Древняя история этого царства охватывает период примерно с 3 000 до 500 лет до РХ. Поскольку Месопотамия не была защищена естественными границами, ее преимуществом было то, что по ее территории перемещались многие народы, а недостатком то, что она оказывалась жертвой многочисленных вторжений. С древнейших времен она была точкой соприкосновения трех континентов: Африки, Азии и Европы, и поэтому имела большое влияние на весь остальной тогдашний мир. Одновременно, благодаря финикийцам, она за тысячу лет до Р.Х. установила и поддерживала тесные контакты с народами Средиземноморья, прежде всего с греками. В Месопотамии искусство находилось на службе единственно «царя и храма» и придерживалось позиции анонимата даже большей, чем в Египте. «Судебник Хаммурапи», к примеру, упоминает архитектора и скульптора в одном ряду с кузнецом и сапожником.

Нехватка строительного камня — в отличие от Египта — способствовала интенсивному развитию производства кирпича на основе битума, которого было в избытке. Кирпичи наружних дворцовых стен украшались разноцветной эмалью и фризами, заполненными изображениями фигурок и надписями, как на Воротах Иштар.

В скульптуре преобладают, в основном, сцены войны и охоты. Сам царь изображается гигантским и величественным, на коне или в боевой колеснице, смело убивающим льва или поражающим врагов, которые, как правило, убегают. Человеческая фигура изображается только в фронтальной плоскости и с головой в профиль. Наиболее характерные черты лица, такие, как глаза и нос, изображаются гораздо большими, чем есть на самом деле, в то время как второстепенные детали (лоб или подбородок) — значительно меньшими.
 
  
  

Читайте далее:

По материалам Wikipedia