Памятники

Реформа Эхенатона

Единственным, кто попытался восстать против традиции, был фараон Эхенатон IV, правивший в XIV в. до Р.Х. Автор религиозной реформы, Эхенатон на короткий период добился внесения в искусство большого числа новых, естественных форм. На этом этапе развития в искусстве свободно проявился реализм, ставший выражением сложного психологического самоанализа, что можно ясно видеть на изображениях Эхенатона и Нефертити. После этого этапа все вернулось к нормативной стилизации в соответствии с традицией.

Среди всех этих формальных принципов на Ближнем Востоке и особенно в Египте наиболее характерным был, вне всякого сомнения, принцип фронтального изображения. Если позитивистская критика искусства попытается интерпретировать такое изображение как техническое несовершенство, следует вспомнить, что, как сейчас известно, прицип фронтальности отвечал социальному табу той эпохи, которое не допускало «урезания» фигуры (прежде всего фараона). В соответствии с этим же принцпом, если фигура располагалась в боковой плоскости, ее голова изображалась в профиль, грудь в фас, а ноги в профиль.

В период Саисской династии (VII-VI вв. до РХ.) между ассирийским нашествием Ашшурбанапала и персидским нашествием Камбиса, искусство растеряло все ценности египетской традиции.

Впоследствии появилось реалистическое искусство, однако это, по существу, стало больше результатом технического мастерства, чем эстетических перемен.

Читайте далее:

По материалам Wikipedia