Формы искусства сельскохозяйственного общества
Геометрическая абстракция неолитического искусства связана с концепцией анимизма, типичного для сельскохозяйственного общества. Земледелец и пастух знают, что их судьба зависит от систематических наводнений, от эпидемий, от урожая, от событий, которыми они не в состоянии управлять. Жизнью распоряжаются высшие силы, духи и демоны, добрые и злые. В силе анимизм и культ мертвых. В это время появляются идолы, погребальные символы и монументальные захоронения. Начинается разделение на искусство священное и искусство светское: первое — иератическое и образное, второе — земное и декоративное. И если палеолит не имеет никаких прямых связей с современ- ным человеком, то неолит является уже частью нашей истории. В эпоху неолита начали появляться города и формироваться большие коллективы людей. Основные неолитические общества возникают на берегах больших рек, таких, как Евфрат, Тиф, Нил, Инд и Хуанхэ. Так появляются и развиваются великие мировые цивилизации: месопотамская (шумерская), египетская, индийская и китайская.
В искусстве господствует геометрически-орнаментальный формализм. Исключение составляет крито-микенский стиль, преобладающий в период бронзового и железного веков, которые охватывают Ближний Восток и Древнюю Грецию. Хронологически это период с 5 000 до 500 лет до Р.Х. Даже современные сельские ремесленные изделия все еще несут в себе некоторые формальные черты, близкие к геометрическому стилю неолита.
И еще: анализ произведений искусства палеолитической и неолитической эпох свидетельствует о том, что натурализм связан с анархическими и индивидуалистическими формами жизни, в которых в определенной мере отсутствуют традиции, а значит, и четкие нормы и убеждения. Геометризм, напротив, демонстрирует тенденцию к объединению в организацию и представляет собой более широкое видение мира.
Читайте далее:- Эволюция человека и искусство
- Палеолит: натурализм и магия
- Концепция формы: отпечатки рук
- Магическое предназначение искусства
- Неолит: геометризм и анимизм
- Египетское искусство: изображение бога-суверена
- Скульптурные группы Древнего Востока
- Традиция и академизм
- Реформа Эхенатона
- Месопотамия: искусство на службе царя и храма
- Монументальная архитектура и эмалированные плитки
- Искусство ахеменидов и царские дворцы