Палеолит: натурализм и магия
Между окончанием последнего ледникового периода (примерно 120 тыс. лет назад) и началом Вюрмской эпохи или Вюрмского оледенения (около 85 тыс. лет назад) произошло потепление климата в Европе. В результате на западе Евразии начался быстрый рост численности людей, представленных «Homo sapiens neanderthalensis». Развивается домашняя жизнь. Стали появляться новые способы изготовления ка- менных орудий. Одновременно начали возникать первые религиозные верования. Основой существования человека была охота. Это подтверждает бесчисленное количество костей диких животных, которые находят во время палеолитических раскопок. Кроме того, в этот период начали практиковаться различные виды охоты, как в отношении ее способов, так и в отношении видов животных, на которых она велась.
В эпоху Верхнего палеолита появились первые наскальные изображения на темы, связанные с обилием четвероногих животных. Этот тип рисунков не преследовал чисто декоративных целей. На них изображались, главным образом, сцены охоты, в том числе и предположительно связанные со священными ритуалами, имеющими отношение к симпатической магии. При создании этих изображений в некоторых случаях для выделения деталей контура изображаемой фигуры использовались особенности скальных образований, как на рисунке в пещере Коваланас (Кантабрия, Испания) (см. с. 3). На ней естественный карниз скалы был использован для изображения изгиба спины животного. Живот, в свою очередь, четко очерчен двойной красной линией, которая теряется при прорисовывании головы животного, где можно угадать схематичное направление рогов. Судя по всему, это изображение оленя
В эпоху среднего палеолита появляются погребальные ритуалы. Неандертальский человек был первым, кто начал хоронить своих покойников в настоящих могилах, хотя и весьма примитивных и без погребальных принадлежностей. Покойников, как правило, закапывали в землю, укладывая их в позе эмбриона, возможно, надеясь, что это обеспечит ему возвращение в лоно Матери-Земли.
Искусство родилось около 30 000 лет назад, в последнюю эпоху палеолита. Его автором был кроманьонец, человек, похожий на современного человека, погребавший своих мертвых с совершением ритуальных жертвований. Совершенно очевидно, что он верил в жизнь после смерти. В этой ситуации создание произведений искусства превращается в этой обстановке в комплекс духовных и метафизических проявлений, как, к примеру, уже упоминавшийся культ покойников, который, несоменно, отличает человека от животного. Но почему человек в эпоху палеолита начал заниматься тем, что мы сегодня называем искусством?
Читайте далее:- Формы искусства сельскохозяйственного общества
- Египетское искусство: изображение бога-суверена
- Скульптурные группы Древнего Востока
- Традиция и академизм
- Реформа Эхенатона
- Месопотамия: искусство на службе царя и храма
- Монументальная архитектура и эмалированные плитки
- Искусство ахеменидов и царские дворцы
- Эволюция человека и искусство
- Концепция формы: отпечатки рук
- Магическое предназначение искусства
- Неолит: геометризм и анимизм