Памятники

Неолит: геометризм и анимизм

Главная / Архитектурное искусcтво / Первые цивилизации / Неолит: геометризм и анимизм

Неолит: геометризм и анимизмВ эпоху неолита в сфере человеческой деятельности происходили коренные преобразования. Человек жил в шалашах и в свайных постройках на озерах. Общество, в свою очередь, состояло из поселений. Продолжалась обработка камня и кости, но одновременно уже производились изделия из керамики. Орудия из камня обрабатывались все более тщательно. Это техническое совершенствование дало той эпохе свое название: слово «неолит» как раз и обозначает «новый камень». Так, по мере постепенного перехода от палеолитической «экономики выживания», основанной на собирательстве и охоте, к неолитической эпохе производства, основанной на сельскохозяйственном производстве и животноводстве, человек перестал быть кочевником и превратился в оседлого жителя в составе структурированных общин. В переходный период от палеолита к неолиту имело место первое стилистическое изменение в Истории искусств: произошел переход от палеолитического натурализма к неолитической абстракции.

В эпоху неолита происходили серьезные перемены в социальной и культурной сферах, а также в экономике, в частности — развитие сельскохозяйственного производства. Глубокие концептуальные изменения произошли также в искусстве, в котором начался переход от натурализма эпохи палеолита к абстракции. В это же время в искусстве начинает широко использоваться новый пластичный материал — глина. Из нее изготовляется посуда с украшениями, а также небольшие статуэтки, изображающие животных и людей. Такие статуэтки были наболее характерными для эпохи неолита в странах Ближнего Востока и Юго-Востока Европы. Слева — терракотовая фигурка человека эпохи неолита (Бухарест, Музей Истории) 

В искусстве не воспроизводится реальность, а создаются знаки и символы. Типичным творением этой культуры стали менгиры, которые, как предполагалось, охраняли дух и покой божеств, героев и покойников. Не зря эти камни, втыкавшиеся в землю с огромным усилием, устанавливались в вертикальном положении, которое отличает человека от животных. Портреты этой эпохи несут в себе лишь основные черты, являясь как бы аббревиатурой, а изображение человеческой фигуры сводится к геометрической абстракции. Отличием изображения мужчины является почти всегда наличие оружия, а женщины — изображением округлостей на груди. Это — начало типологической дифференциации в искусстве.

Читайте далее:

По материалам Wikipedia