Первые изображения фараонов
Одним из первых предметов скульптурного изображения царей, относящихся к фиванской эпохе, является крошечная фигурка из слоновой кости, несущая корону Верхнего Египта, которая изображает идущего фараона. В тот же самый период уже возникают сидящие и стоящие прототипы, изготовленные из известкового камня, у которых почти отсутствует разделение головы и плеч. Ноги, как правило, изображаются вместе. Даже если одна из них выставлена вперед, то и тогда обе они соединены остатками каменного материала. Поначалу сидящие статуи обладали величественными и весьма экспрессивными чертами, что производит на зрителя глубокое впечатление. Со временем произошло постепенное смягчение этих черт, и в конечном счете стало изображаться полное спокойствие, которое характерно для лиц египетских статуй. Начиная со статуи царя Джосера из сердаба погребального комплекса Сак-кара (Каир, Египетский музей) оказываются полностью определившимися формальные правила, которым подчинялось египетское скульптурное изображение.
Одним из самых выдающихся изображений божественного величия фараонов Древнего Царства является «Триада царя Менкауры» (гранит, высотой 97 см) из храма данного монарха в Гизэ, которая хранится в Египетском музее в Каире. В этой скульптурной группе фараон в сопровождении богини Хатхор и персонифицированного седьмого нома Верхнего Египта был высечен в несколько выступающем плане по отношению к обоим женским персонажам, хотя его более тесное отношение к богине подчеркнуто одинаковым расположением ног. Тем не менее весь ансамбль излучает все ту же красоту молодости и гармонии как идеальный символ жизни и вечности.
Именно в первой скульптуре в натуральную величину выкристаллизовывается нацеленность на поиски отражения торжественности. Она выражается посредством простоты форм. В качестве идеальной утверждается модель в сидячей позе. Тогда фигура составляет единое целое с двумя планами, которые ей служат поддержкой: одним у основания ног, а другим — в стволе-опоре. Нижние конечности соединены вместе, одна рука лежит протянутой на бедрах, а вторая со сжатой ладонью прижата к груди. Голова с головным убором и церемониальной бородой имеет лицо с правильными чертами и неизменным выражением, оживляемым стеклянными глазами. Можно сказать, что это представляет собой одну из первых попыток египетского искусства освоить стиль изображения человека.
Читайте далее:- Первые рельефы
- Храмы Амона
- Малые изваяния повседневных сцен
- Живопись и рельеф
- Гробницы
- Храм в Карнаке
- Скульптура Нового Царства
- Новое Царство
- Искусство на заре исторического этапа
- Храм в Луксоре
- Бюст царицы Нефертити
- В погребальных склепах
- Погребальные строения: первые проявления
- Городская архитектура
- Обособленная скульптура
- Росписи гробницы Нахта
- Мастабы
- Египетская скульптура