Книга мертвых
В эпоху Нового царства распространился обычай помещать в саркофаг покойника так называемую Книгу мертвых, список магических формул, необходимых усопшему для благополучного преодоления опасностей, подстерегающих его на пути в царство Озириса. Вступая во вторую жизнь, покойный должен был пройти через процедуру суда трибунала, состоявшего из сорока двух богов загробного мира с Озирисом во главе. Суд этот проходил в зале Маат, богини истины и справедливости, и начинался с процедуры взвешивания сердца.
Деталь одной из сцен, иллюстрирующих папирус Книги мертвых, хранящийся в Париже, в Лувре. Согласно этой книге, излагающей учение мемфисских жрецов и получившей официальную редакцию при XVIII династии, фараон выступает воплощением Гора, первенца и наследника Озириса, и ответственен за установление порядка и мира в Египте после хаоса, вызванного борьбой между Сетом и Гором за владычество над страной.
Сердце умершего, положенное на чашу весов, должно было весить не больше птичьего перышка. В противном случае, если оно оказывалось тяжелее, то есть дурные дела покойного перевешивали добрые дела, его душу пожирали демоны, что означало вторую, на этот раз окончательную смерть. При благополучном исходе душа получала свободу и могла странствовать по небесному, земному или подземному миру; к примеру, она могла присесть на ладью Ра и наслаждаться беседой со всеми богами.
Основываясь на этих представлениях, египтяне с древнейших времен стремились сохранять тела умерших в нетленном состоянии, поскольку, пока не разрушалось тело, душа могла продолжать бесконечное существование. Пища в погребальных сосудах предназначалась ка. Среди каждодневных обязанностей жрецов одной из важнейших было насыщение духом пищи душ усопших. Идеи эти распространялись на все живое, поскольку материя оживлялась духами.
Читайте далее:- Первое великое погребальное строение
- Правила скульптурного изображения
- Изменение канонов: реформа в Телл-эль-Амарне
- Амарнская реформа: новое изображение в искусстве
- Пирамиды
- Материалы, применявшиеся в скульптуре
- Скульптура после Нового Царства
- Сцены борьбы
- Символика и назначение египетских пирамид
- Образцы и типы скульптуры: изображение фараона
- Живопись и рельефы
- Живопись и рельеф после Нового Царства
- Пирамиды в Гизэ
- Династия Хафра из Гизэ
- Правила в изображении человеческой фигуры
- Погребальные храмы
- Прочие скульптурные изображения
- Стереотип молодости и красоты: иерархия символов