Памятники

Рациональное использование рельефа местности

Главная / Народные традиции архитектуры Узбекистана / Композиция жилого дома / Рациональное использование рельефа местности

Там, где сказывается рельеф местности, он использован рационально и живописно и ярко отражается на характере застройки в горных селениях, где часто кровля одного дома служит двором другого, расположенного выше по склону, а теневые пятна айванов, разбросанных по склону кишлака, оживляют  общий вид.

Из сказанного видно, что в основе композиции узбекского жилища лежит глубокое понимание архитектурных задач. Узбекский жилой дом, элементарный по устройству и конструкциям, строится на основе простейших подручных материалов, но при всем том архитектурная мысль стоит на высокой ступени. Здесь налицо все качества произведений подлинной архитектуры, органическое единство формы и содержания, функции строительного материала, чувство форм и пропорций, чувство ансамбля, творческая фантазия, мастерство в исполнении деталей.

Жилища Узбекистана можно сопоставить с классическими образцами, с жилыми домами Греции и Рима. Подобное сравнение вовсе не чрезмерная смелость, как могло бы показаться с первого взгляда: эти типы жилища, столь отдаленные друг от друга во времени и пространстве, сближаются не только в понимании архитектурной формы, но и в устройстве и организации. Сходство бытовых и климатических условий (и до известной степени — строительных материалов) вызвало к жизни сходные приемы планировки и объемной композиции. Таким образом, между местным и античным типами жилья намечается много точек соприкосновения.

Жилой дом древней Греции и Рима, так же как и среднеазиатский, делился на две части, застройка окружала двор по периметру, помещения были обращены внутрь участка, а на улицу выходили глухие стены. И античному, и узбекскому жилищу одинаково свойственна пространствеяность. В Узбекистане мы встречаем полную аналогию перистилю, междукомнатные айваны по форме и смыслу аналогичны экседрам. Атрий римского дома во всех формах встречает большое число аналогий. Мы только что видели, каким разнообразием приемов представлен в Узбекистане открытый и крытый двор. По поводу ферганского крытого двора уместно припомнить римский каведиум.

Можно провести параллель между колоннадами второго этажа римского дома и верхними айванами местного жилища. Такого рода аналогии идут настолько далеко, что хивинский дом с высоким айваном может быть сопоставлен с формами дома древней Греции, причем улу-айван и сарай отвечают простаде и главному залу (который — не что иное как пережиточная форма древнего мегарона). Наконец, и формы уличных фасадов римских домов находят аналогии в архитектуре узбекистанского города — это вынос на балках второго этажа и лоджий со стойками.

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Читайте далее:

По материалам Wikipedia