Изображение животных и гибридных существ
Со времени додинастической эпохи зооморфические изваяния имели широкое распространение. Эти скульптуры не были ограничены строгими условностями, как человеческие фигуры. Изображение животных ближе к природе и пользуется такой свободой выразительности, которая контрастирует с человеческими фигурами. Скульптуры животных не претендуют на то, чтобы заменить действительность. Поэтому можно воплощать анекдотическое или фиксировать какой-то конкретный миг, наконец, определенный динамизм или выражение движения.
Вылепленные в середине VII в. до н.э., фризы, украшавшие дворец Ашшурба-напала в Ниневии, повествуют об охотах, организованных этим монархом. Это та тема, которая широко воспроизводится в дворцовой архитектуре. Анатомия животных, изображенных на этих фризах, воплощена с большой детальностью и реализмом, хотя отдельные образцы выражают необычный, гротескный и несколько безжизненный вид, как, например, данное изваяние обезьяны.
Также был создан животный мир, населенный воображаемыми существами, не имевшими отношения к реальной действительности. Все изваяния, относящиеся к сверхъестественному миру, воспроизводят фантастические формы, формы монстров, которые смешивают человеческие и животные черты: в результате появляется гибридная фигура. Нереальный внешний вид достигается соединением разнородных элементов, как это выражается в многочисленных скульптурах III тысячелетия до н.э., которые изображают развалившихся в креслах быков с человеческими бородами и волосами, а также с головами, повернутыми к зрителю.
Изображение фантастических существ объяснялось человеческой потребностью присвоить себе атрибуты животных с целью установления общения с силами природы. Эта традиция, родившаяся в Месопотамии, передалась Египту, а также Восточному Средиземноморью и сохранялась вплоть до европейского средневекового искусства.
Такие фигуры обычно представляют собой два конкретных типа. Они могут сочетать черты различных животных, и результатом тогда становится сложное существо, в котором скопление животных атрибутов символизирует максимальное могущество. Поэтому такой тип фигур используется в изображении богов. Среди них важное место занимает орел с головой льва (богиня Индугуд, символизирующая судьбу), как показывает рельеф в бронзе, хранящийся в Британском Музее в Лондоне (III тысячелетие до нэ.), на котором богиня сжимает в своих лапах двух оленей.
Другой тип гибридного сочетания вырабатывается на основе придания животному человеческих черт, как, например, «человек-рыба», «человек-скорпион» или «человек-бык». Такие скульптуры символизируют духов-покровителей, защитников человека от зла. Их наиболее эффектные изваяния, выполненные в каменном горельефе, помещались по сторонам ворот ассирийских дворцов.
- Протоисторическое искусство
- Рельефы
- Градостроительство: город Персеполь
- Архитектура: основные принципы
- Рельефы
- Персеполь
- Первые храмы
- Просверленные плиты
- Ахемениды
- Эволюция архитектуры храмов
- Мемориальные стелы
- Прославление имперского могущества
- Зиккураты, или связь со священным
- Кодекс Хаммурапи
- Финикийское художественное искуство
- Эволюция архитектуры зиккурата
- Ассирийский рельеф
- Ювелирные изделия