Памятники

n

Жесткие одеяния и отсутствие анатомии

Жесткие одеяния и отсутствие анатомииМесопотамское искусство сформировалось на основе понятий, которые не искали идеал красоты в человеческом теле, несмотря на то, что формы все же отвечали определенному канону. В Месопотамии человеческое тело не изображалось обнаженным, за исключением додинастического периода, когда нагота считалась непременным условием, чтобы предстать перед богами.

Скульптурная группа моля-щейся шумерской супружеской пары III тысячелетия до н.э., принадлежащей к семитскому этносу (Багдад, Иракский музей). Эта чета молящихся уникальна по той причине, что в ней, как правило, преобладают индивидуальные скульптурные формы, изображает красноречивым образом — как сомкнутым положением губ, так и выражением вышедших из орбит глаз и единством туловища и рук — смиренную и нарочито трогательную мольбу, которую они обращают к богам. 

После этого не было никаких попыток углубиться в пластическое изображение тела. Кроме того, не выполнялись анатомические этюды. Тем самым имело место стремление воплощать красоту посредством объемов, в отличие от Египта, который выражал вечность и красоту посредством форм.

В Месопотамии имелась тенденция скрывать тело под жесткими одеяниями. Так, фигуры изображались в длинных шерстяных фалдах или туниках, которые адаптировались к геомет- рической схеме, подчеркивая цилиндрический силуэт. Во времена первых династий и в период Гудеа у статуй были открытыми руки, а во многих случаях — даже торс.

Позднее, в ассирийский период, тела оказались полностью скрытыми под одеждами, которые устранили всякие намеки на анатомию.

Исключение в применении этих условностей имело место в скульптурах из меди (середина II тысячелетия до н.э.), которые служили пьедесталом для подношений.

В них фигура освобождается от геометрического блока и тяжелых одеяний, чтобы в обнаженном виде быть воспроизведенной в скульптурных композициях, выполненных с большей свободой и смелостью.

Читайте далее:

По материалам Wikipedia