Памятники

История архитектуры

Главная / История архитектуры
Становление стиля

Как уже отмечалось, множество книг по архитектуре или открываются рассмотрением череды стилей, или даже ограничиваются таким рассмотрением. В этой книге мы избрали иную последовательность. Автор отталкивался от убеждения в том, что сначала следовало ознакомиться с «азбукой» и «грамматикой» архитектуры, проследить основные стадии формирования умения, знания, мастерства, профессионализма, творчества и осмысления в архитектуре. Затем, наконец, в…

Сотворение стиля

Первым подлинным зрелым готическим сооружением считаются новые части собора Сен-Дени, созданные при аббате Сюгере в 1134-1140 гг. двумя зодчими, имен которых не удосужился записать многословный Сюгер. К тому времени уже было многое подготовлено, и мы можем шаг за шагом проследить предысторию характерных для готики элементов. Заимствованные на Востоке стрельчатые арки впервые появляются во вполне романском…

Тема и вариации

Напомним, что «готикой», т. е. готской, германской, варварской архитектуру трех веков, овладевшую вкусами почти всей Западной Европы, назвали в эпоху позднего Ренессанса. Имей они возможность такое услышать, готические мастера, дошедшие в исследовании возможностей кирпича и камня до предела, почувствовали бы себя несправедливо уязвленными. В своих глазах они были носителями утонченной культуры, в период расцвета городов…

Творчество как специальность

В силу уникальности таланта и судьбы Микеланджело намного опередил свое время. Свойственная лишь ему острота утверждения персонального в решении архитектурной задачи существенно притупляется к XVII в. Это важно — вместе с Микеланджело фактически завершается недолгий период универсализма, героический период Ренессанса. Разумеется, и позже художник периодически выступает в роли архитектора, тогда как архитектура вполне еще принадлежит…

Стиль в зрелости

В Шартрском соборе был сделан как бы шаг назад. Зодчий собора отказался от тонкости мембраны. Но при том он сделал одновременно и шаг вперед, развернув возможности вертикализма, связавшего опоры и своды в единое целое. Как в музыке Баха, сочиненной в совсем иную эпоху (однако же для исполнения в готическом по выстройке соборе), поток вариаций на…

Триумф мастера

И все же мы не можем обратиться непосредственно к архитектуре, не потратив некоторое время на осмысление природы нового заказчика, ведь архитектору еще не приходилось иметь с ним дело. На всем протяжении греческой истории абсолютное большинство полисов были бедными маленькими общинами, возможностей которых едва хватало на сооружение оборонительных стен и поддержание местного святилища. Творцами нового, сугубо…

Изощренность решений

В долгой работе Мнесикла на Акрополе напряженность переживания нового слилась с несколько ранее высказанной чеканной фразой философа Гераклита: «Скрытая гармония сильнее явной». Из учебников известно, что Пропилеи построены на месте старого торжественного входа на Акрополь, что работа архитектора была чрезвычайно затруднена тем, что границы священных участков Артемиды и Ники Аптерос с юга и юго-запада нельзя…

Архитектурное знание

Разумеется, некое знание уже непременно наличествует внутри умения и мастерства. Это столь очевидно, что, посвящая теме «эволюция знания в архитектуре» отдельный очерк, нам следует четко указать, о каком знании идет речь. В границах умения знание передается из рук в руки — от мастера к ученику, будь то знание свойств материала или «тайны» египетского треугольника. Однако…

Архитектор империи

Впервые мы сталкиваемся с именем Аполлодора в связи со строительством моста через Дунай во время войны с даками (104 г.). Мост Лацера через реку Тахо, или восхитительный мост-акведук, известный как Понт дю Гард, сохранившиеся до сего дня, переброшены через глубокие и относительно узкие долины. Их устои покоятся на скалистом основании, и они строились на давно…

Император-архитектор

Вряд ли Аполлодор принимал участие в проектировании Пантеона на месте сгоревшей постройки Агриппы. Остроумное примыкание прямоугольного портика к круглому храму через своего рода шлюз напоминает схему «экранирования» экседр форума Августа в работах Рабирия и Аполлодора, но трудами последних такое успело стать общепринятым приемом. Трудно, пожалуй, усомниться в том, что Декриан, перевозивший колоссальную статую в вертикальном…

По материалам Wikipedia