Памятники

История архитектуры

Главная / История архитектуры
Стиль и линия

К наступлению последней четверти XX в. всем, кроме горстки историков искусства, функционирующих в замкнутом мире университетских кафедр и издаваемых ими журналов, стало очевидно, что слово «стиль» перестало что-либо объяснять. С его помощью ранее удавалось более или менее удачным образом сгруппировать и описать художественные явления прошлого — вплоть до утраты всеобщей веры в упорядочивающее значение классического…

Египетская формула

Это всего лишь последовательность поступательного движения вглубь, вдоль постоянной оси. Наиболее бедным выражением этой формулы следует счесть всякую прямую дорогу, аллею, всякий прямой коридор. В этом случае, как бы ни был широк обзор, распахнутый во все стороны, если это дорога или железнодорожная колея в степи и пустыне, движение вперед безусловно основное. Если обзор в стороны…

Финал большого стиля

Мы уже видели, как в Европе современная архитектура начала расщепляться на отдельные течения, каждое из которых расписывалось в верности единому стилю, в действительности отходя от него все дальше. В США, где имплантация современной архитектуры происходила стремительно, ее распад происходил гораздо медленнее. Слишком многочисленно было поколение поклонявшихся «йелльс-кой коробке», слишком уже силен был диктат ведущих архитектурных…

Мера и пропорция

Чтобы строить что бы то ни было, нужна мера. Мы успели привыкнуть к абстрактному счету в метрах и сантиметрах, так что нужно уже некоторое усилие для того, чтобы осознать ненатуральность этого счета, изобретенного деятелями Великой французской революции, выросшими на концепции механического понимания мироустройства. Исходно за мерой человеку незачем было далеко идти, ведь мера заключалась в…

Архитектор клиента

При знакомстве с деятельностью знаменитых мастеров у читателя могло сложиться впечатление, будто все архитекторы всегда озабочены исключительно творческим самовыражением, а клиент для них — не более чем полезный инструмент, необходимый для финансирования их собственных замыслов. Разумеется, это отнюдь не так. В абсолютном большинстве случаев архитектор воспринимает свою роль гораздо скромнее, и в собственных глазах он…

Император-архитектор

Вряд ли Аполлодор принимал участие в проектировании Пантеона на месте сгоревшей постройки Агриппы. Остроумное примыкание прямоугольного портика к круглому храму через своего рода шлюз напоминает схему «экранирования» экседр форума Августа в работах Рабирия и Аполлодора, но трудами последних такое успело стать общепринятым приемом. Трудно, пожалуй, усомниться в том, что Декриан, перевозивший колоссальную статую в вертикальном…

Прогресс архитектурного знания

Итак, уже с эпохи Ренессанса знание понимается как прочный фундамент умения и непременное условие мастерства. При этом до самой второй половины XVIII в. корпус архитектурного знания остается в целом неизменным, лишь уточняясь и пополняясь в деталях. Разумеется, все время возникают новые строительные задачи, но они уже вполне отделены в обычном сознании от искусства архитектуры. Раздвоение…

Подмена имени

Материалы археологии убеждают в том, что архитектура как специальное умение восходит к дописьменным временам. Однако становление профессии — лишь органический элемент общего процесса эволюции культуры, и потому до того этапа, когда идея профессии закрепилась в качестве культурной нормы, невозможно говорить и об архитектурной профессии. Общепринятая идея разделения труда помогает мало: мы достаточно рано сталкиваемся с…

Победа над цехом

Арнольфо ди Камбио был назван городским архитектором, что означало, однако, не тип деятельности, а должность в городской коммуне. Нередко эта должность именуется «городской инженер» — взаимозаменяемо. Выполненная модель была целиком принята к исполнению особым декретом городского Сената — Синьории, и еще в 1420 г. мастера, включая Филиппо Брунеллески, должны были принести присягу в том, что…

Триумф мастера

И все же мы не можем обратиться непосредственно к архитектуре, не потратив некоторое время на осмысление природы нового заказчика, ведь архитектору еще не приходилось иметь с ним дело. На всем протяжении греческой истории абсолютное большинство полисов были бедными маленькими общинами, возможностей которых едва хватало на сооружение оборонительных стен и поддержание местного святилища. Творцами нового, сугубо…

По материалам Wikipedia