Памятники

Архитектурная азбука

Главная / История архитектуры / Архитектурная азбука
Лестница

Лестница играет уникальную роль среди прочих элементов. С одной стороны, это такая же «буква» азбуки, как все предыдущие. Если подходить сугубо формально, то ведь лестницу справедливо определить как плиту или хотя бы балку, установленную наклонно, чтобы она опиралась концами на плиты поверху и понизу. Именно такими были и остаются самые примитивные лестницы — бревна, на…

Коридор

С геометрической точки зрения коридор -это комната, длина которой во много раз больше ширины, служащая для того только, чтобы перейти из одной «настоящей» комнаты в другую, или еще это крытая улочка, устроенная для того только, чтобы из одного открытого пространства переместиться на другое. Простота, даже примитивность коридора препятствует тому, чтобы фиксировать на нем внимание, однако…

Комната

На первый взгляд, комната — столь незамысловатый и такой привычный элемент выстроенного человеком мира, что и говорить о ней нецелесообразно. Однако это не так. Вроде бы комнаты совершенно не изменились со времен фараонов: есть маленькие — от шести до двенадцати квадратных метров; есть средних размеров — от пятнадцати до двадцати, есть большие в тридцать и…

Комната. Коридор. Лестница

Разглядывание планов критских дворцов, движение по древним катакомбам, вид римского осадного лагеря у подножия горы Масада в Иудее — все это фокусирует внимание на «атоме» архитектурного сооружения. Роль такой наименьшей единицы всегда отдана комнате — изредка округлой, почти всегда -прямоугольной формы.  Можно назвать эти три «элемента» союзами, однако в мире архитектуры используется преимущественно один союз -«и», поскольку…

Купол

С точки зрения геометрического родства, купол образует одно семейство с аркой и сводом, ведь простейший купол образуется в том случае, если полуарку прокрутить по окружности вокруг ее центра. В этом смысле ближайшим родственником купола следует назвать многогранный шатер, возводимый из ветвей и травы или из жердей и древесной коры, или из жердей и натянутых на…

Свод

В обыденном употреблении слов свод иногда путают с куполом — недаром наряду с «куполом неба» говорят и о «небосводе». Простейший из известных свод, называемый цилиндрическим, получится сам собой, если полуциркульные арки пристроить одну за другой вплотную. В геометрическом смысле -это всего лишь арка, растянутая вдоль прямой, восстановленной к ее плоскости под прямым углом. Конечно же,…

Арка

Эта пара нераздельна для современного сознания уже потому, что сечением свода всегда является арка. Однако так обстоит дело исключительно с точки зрения геометра. История распорядилась по-другому, так что у арки и свода оказались совершенно различные биографии. И все же эта пара нерасторжима, так как в обеих конструктивных формах созидающая дерзость человека выразилась мощнее, чем в…

Балка и плита

Что может быть проще балки? Бревно, закрепленное концами в стенах или уложенное на две стойки. Каменный брус, уложенный на каменные же стены. Тем не менее водружение первой же балки стало когда-то одним из величайших подвигов интеллекта, открыв собой эру настоящего строительства. Только тогда в сочетании стоек и балки возникла целая система: стоечно-балочная конструкция, продолжающая верно…

Стена

Глядя на стены кремлей или замков, на бесконечные стены заводских корпусов, как-то неловко назвать стену «буквой», и тем не менее архитектор оперирует стеной с такой легкостью и так долго, что в его «азбуке» она делит со стойкой почетное первое место. Пока стена невысока и сложена из камней, валяющихся поблизости, — таковы стены огромных ловушек для…

Основание

Нередко можно встретить фразу, некогда довольно удачно записанную автором «Собора Парижской Богоматери» Виктором Гюго: «Архитектура — застывшая музыка». Звучит это привлекательно, для такого суждения есть некоторые основания, однако нам оно не подходит. Даже если музыка, то уже застывшая, а нас будет интересовать прежде всего процесс сочинения «мелодий», когда в сознании сочинителя есть еще только замысел,…

По материалам Wikipedia