Памятники

n

Архитектура как осмысление

Главная / История архитектуры / Архитектура как осмысление
Архитектура как осмысление

Говоря о природе всякого исследования, известный методолог XX в. Карл Поппер весьма справедливо заметил, что оно никогда не начинается с наблюдений, но всегда с проблем: либо практических проблем, либо трудностей, с которыми сталкиваются теории. В архитектуре мы до сих пор нечасто сталкиваемся с внутренними проблемами теории, поскольку сама теория архитектуры, вместе со всеми ее проблемами,…

Искусство задавать вопросы

Вновь мы должны обратиться к опыту европейской античности, выбрав лишь то, что непосредственно соотносится с предметом нашего интереса. Прежде всего, отметим, что это время со всей определенностью ставит вопрос о происхождении архитектуры. Зримая непохожесть мира греческого города-государства, полиса и окружающего «варварского» мира, соединяясь с легендарной памятью о собственном прошлом, вросшем в ткань древнего мифа, порождала,…

Иллюзия понятности

Трактат Филарета заслуживает того, чтобы вновь и вновь обращаться к нему. Филарете в большей степени, чем все его современники, заостряет внимание на систематизации объектов гражданского строительства. Опираясь на собственную работу в Милане и развертывая описание идеалной Сфорцинды, архитектор подробнейшим образом характеризует построение крупного госпиталя. При этом он выказывал заботу не только о гигиене и комфорте…

Сомнения в осмысленности архитектуры

К концу XIX в. напряженность между европейскими империями, столицы которых окружили себя шлейфами колоний по всему миру, уже грозила перерасти в столкновение за передел сфер влияния. Вместе с нарастанием военно-промышленной мощи повсеместно нарастала националистическая пропаганда, в большей или меньшей степени затронувшая все слои общества, включая значительную часть творческой интеллигенции. В тени «больших» национализмов и рядом…

Игра в смысл и отыскание смысла

На 60-е годы приходится самый расцвет «футуромифа» (в удачном определении А. В. Иконникова), в котором метафора «город будущего» вновь сосредоточила внимание архитектора на грядущем в отрицание настоящего, воспринимавшегося как малоинтересное или (в антиутопиях группы Аркигрэм, к примеру) безнадежное. Наконец, 70-е годы приносят в словарь архитектора выражение «хай-тек»: эстетизм уже не раннего машинизма, но новейшего технологизма…

По материалам Wikipedia