Памятники

n

Три ключа композиции

Три ключа композицииЕще раз напомним: как учил еще великий мудрец Лао Цзы, «из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нем. Вот почему полезность имеющегося зависит от пустоты». Следуя Лао Цзы, и мы начнем не с правил работы над видимой оболочкой пространства, над видимой формой сооружения, хотя именно форма навязывает себя зрению достаточно агрессивно, но с основных «формул» разработки архитектурно организованного пространства.

Теоретически возможно и полное отсутствие порядка. Хаос, хаотическое распределение масс в неоформленном пространстве можно счесть такого рода исходной «формулой». Тогда это своеобразная «нулевая формула», разыскать которую в чистом виде чрезвычайно трудно.

Даже в простой груде скальных обломков, образовавшейся после вулканического взрыва, есть следы порядка, созданного направлением взрывной волны и поперечных ему сколов застывшей лавы.

Даже, казалось бы, в совершенно невразумительной путанице переулочков старого арабского города прочитывается свой порядок. Он задан однотипностью входов, прорезанных в глухих стенах, постоянной шириной проходов, соразмерностью кварталов между ними, постоянством дворов перед мечетями, с их куполами и минаретами.Элементы пространственного порядка есть и в «нулевой формуле», но они имеют, так сказать, доархитектурный характер. Или, если угодно, — послеархитектурный, наблюдаемый в тех многослойных комплексах, о которых только что шла речь, или в городах, достаточно древних, чтобы энергия роста перемолола в них частичные порядки разных времен в нерасторжимое целое.

Если же говорить о пространственной композиции как о способе привнесения отчетливой упорядоченности в безграничное пространство природы, то в основе всего обнаружатся при всей условности названий, только три ключевые формулы. Условно обозначим их как египетскую, вавилонскую, «Стоунхедж».

Читайте далее:

По материалам Wikipedia