Памятники

Становление стиля

Главная / История архитектуры / Становление стиля
«Зеленая» архитектура

Осмысливая в самом начале книги взаимодействие архитектуры и стихий или обсуждая работы «архитектора клиентов», мы уже прикоснулись к той проблеме, что на ближайшие десятилетия может оказаться ключевой для всей строительной политики человечества. Дело в том, что, вопреки очевидности нехватки ресурсов, грозящей в ближайшем будущем, все технологически оснащенные общества продолжают строить так, как если бы ресурсы…

Становление стиля

Как уже отмечалось, множество книг по архитектуре или открываются рассмотрением череды стилей, или даже ограничиваются таким рассмотрением. В этой книге мы избрали иную последовательность. Автор отталкивался от убеждения в том, что сначала следовало ознакомиться с «азбукой» и «грамматикой» архитектуры, проследить основные стадии формирования умения, знания, мастерства, профессионализма, творчества и осмысления в архитектуре. Затем, наконец, в…

Тема и вариации

Напомним, что «готикой», т. е. готской, германской, варварской архитектуру трех веков, овладевшую вкусами почти всей Западной Европы, назвали в эпоху позднего Ренессанса. Имей они возможность такое услышать, готические мастера, дошедшие в исследовании возможностей кирпича и камня до предела, почувствовали бы себя несправедливо уязвленными. В своих глазах они были носителями утонченной культуры, в период расцвета городов…

Стиль в зрелости

В Шартрском соборе был сделан как бы шаг назад. Зодчий собора отказался от тонкости мембраны. Но при том он сделал одновременно и шаг вперед, развернув возможности вертикализма, связавшего опоры и своды в единое целое. Как в музыке Баха, сочиненной в совсем иную эпоху (однако же для исполнения в готическом по выстройке соборе), поток вариаций на…

Изобретение стиля

На материале готики мы рассмотрели органическое развитие стиля как целостной системы, как конструкции, поддерживающей единый в многообразии своего выражения образный строй. Мы уже достаточно говорили о Ренессансе, чтобы стало ясно: схема образного строя, начало которому положил Филиппе Брунеллески, была узка, бедна, и не позволяла достичь разнообразия вариаций, необходимого для устойчивости стиля в череде поколений. Неудивительно,…

Трансплантация стиля

В отличие от большинства европейских эмигрантов, бежавших от нацизма в США и с большим трудом находивших свое место за океаном, Вальтера Гропиуса сразу сделали главой архитектурного факультета известного Гарвардского университета, где к нему присоединился Марсель Брейер. Мохой-Надь предпринял успешную попытку открыть «Новый Баухауз», из чего вскоре выросла чикагская Школа дизайна. Альберс учредил свою школу в…

Стиль и линия

К наступлению последней четверти XX в. всем, кроме горстки историков искусства, функционирующих в замкнутом мире университетских кафедр и издаваемых ими журналов, стало очевидно, что слово «стиль» перестало что-либо объяснять. С его помощью ранее удавалось более или менее удачным образом сгруппировать и описать художественные явления прошлого — вплоть до утраты всеобщей веры в упорядочивающее значение классического…

Финал большого стиля

Мы уже видели, как в Европе современная архитектура начала расщепляться на отдельные течения, каждое из которых расписывалось в верности единому стилю, в действительности отходя от него все дальше. В США, где имплантация современной архитектуры происходила стремительно, ее распад происходил гораздо медленнее. Слишком многочисленно было поколение поклонявшихся «йелльс-кой коробке», слишком уже силен был диктат ведущих архитектурных…

Архитектор клиента

При знакомстве с деятельностью знаменитых мастеров у читателя могло сложиться впечатление, будто все архитекторы всегда озабочены исключительно творческим самовыражением, а клиент для них — не более чем полезный инструмент, необходимый для финансирования их собственных замыслов. Разумеется, это отнюдь не так. В абсолютном большинстве случаев архитектор воспринимает свою роль гораздо скромнее, и в собственных глазах он…

По материалам Wikipedia