Памятники

История архитектуры

Главная / История архитектуры

Великий мыслитель древности и знаменитый врачеватель Гиппократ придумал гениальную фразу, в которой выражает свою мысль по поводу соотношения жизни человека и искусства: «Жизнь коротка, искусство необъятно, неуловима надлежащая мера, опыт коварен, суждение трудно».

В наше время мало кому известно это высказывание, нам знакома только часть его «золотой мысли», которую мы часто слышим: «Жизнь коротка — искусство вечно». В данном случае языковая форма сокращена, что присуще эпохе творчества Вольтера и Дидро, отличающаяся напыщенностью и краткостью.

Гиппократ известен как искусный врачеватель, современники считали его потомком бога Асклепия, передавшего сыну искусство избавления людей от недугов и поддержания в них жизненных сил и здоровья. Его талант сравнивался с умением архитектора, создающего прекрасные скульптуры, сохраняющиеся на протяжении многих лет.

Подобно архитектуре, символизирующей вечность, врачеватель так же вносит усовершенствования в тело человека, с помощью целебных снадобий, массажа и гимнастики создает совершенные формы человеческого тела. Методом проб, врачеватель и архитектор ваяют произведения, способные поражать взор окружающих людей.

Архитектура, в отличии и врачевания, имеет некоторое преимущество. Если в ее объекте отсутствуют соответствующие меры и сооружение не будет устойчивым или не понравится заказчику, то его легко разобрать и перестроить. В медицине подобные ошибки недопустимы.

Архитектуру называют застывшей музыкой, она необъятна и сохраняет свою красоту тысячелетиями, появившись на свет с возникновением цивилизации. Если другие виды искусства имели своих покровителей, то архитектура не имеет своей музы, в равной степени, как и скульптура и живопись. Этот факт отмечает их достаточно близкое родство.

Древние греки восхищались статуями богинь и богов, с восторгом созерцали произведения художников, украшали свои жилища изящными изделиями из различных материалов, но не в достаточной мере ценили то, что было создано руками человека.

Эпоха эллинизма знаменательна тем, что последователи великого полководца Александра Македонского, создавая новые государства, соединялись с восточными царствами, представили миру семь чудес света, среди которых пять относятся к архитектурному искусству, дошедшему до наших времен.

Нас поражают своим величием пирамиды фараонов Египта, Александрийский маяк, мавзолей в Галикарнасе, храм богини Артемиды в Эфесе и «висячие сады» Вавилона. Список чудес света дополняют величавые статуи Зевса, воздвигнутой в Олимпии, и Колосса, находящегося в Родосе.

 Знаменитые статуи можно смело связать с архитектурой, так как восседающий на троне Зевс помещен внутрь храма. Его модель была вылеплена Фидием из глины в натуральную величину внутри модели тронного зала храма.

Статуя бога Солнца Гелиоса установлена у входа в Родосскую бухту. Она является сложным сооружением с точки зрения инженерного решения, так как удерживает покрытые позолотой тонкие листы бронзы, защищающие скульптуру.

В более поздние эпохи с освоением новых земель появились и новые инженерные сооружения, такие монументальные, как лабиринт и дворы на острове Крит. Джунгли Кампучии надежно скрывают от постороннего взора грандиозный храмовый комплекс Ангкор-Ват и столицу древних ацтеков Теночтитлан, на площадях которого возвышаются ступенчатые пирамиды.

Европа так же не отставала в развитии, на ее территории появлялись удивительные воплощения инженерной и архитектурной мысли, которые сохранились до наших дней в виде пышных дворцов, культовых соборов и парков.

Архитектурные сооружения по праву занимают место среди таких произведений искусств, как картины, музыка, литература, поэзия. Для опровержения ее статуса нет причин, так как ее уникальность подвластна только талантливому мыслителю, обладающему математическими знаниями, которые обретают зрительный образ и сохраняются на века.

Не следует относить к числу шедевров архитектуры американский Пентагон, правительственный комплексы в Румынии, вдохновителем строительства которого был в советское время Чаушеску или современное здание храма Христа Спасителя в Москве.

Небольшие сооружения могут быть признаны шедеврами по манере исполнения, украшения и функциональности. Таким примером может служить храм Покрова на Перли, поражающий красотой и величавостью. Отсутствие современной техники в распоряжении древних зодчих не помешало рождению Пропилеев — торжественного входа на террасу афинского Акрополя.

Ценителям красоты известно, что ценность архитектурного сооружения заключается не в его размерах. Внимание привлекает качество исполнения, гармоничное сочетание и соразмеренность деталей, согласованность частей и соответствие месту расположения. Вплетение национальных орнаментов в облицовку постройки позволяет удачно вписать его в стиль местности, создавая гармонию.

Архитектурные сооружения отличаются от других видов искусства тем, что выражается более явно, оно понятно любому человеку, так как является функциональным и приспособленным для проживания, развлечения или совершения культовых ритуалов. Архитектура сопровождает человека на протяжении всей его жизни, от рождения до смерти. Человек не расстается с ней и после своей кончины, так как надгробные сооружения являются своеобразной архитектурой, запечатлевающей память о тех, кто причастен к его созданию: заказчик, исполнитель, фотограф и даже тот, кому он предназначен.

Муза архитектуры отличается от своих подвижных сестер медлительностью, но она прочно и неразрывно связана с природой и ландшафтом. Она стойко переносит ветреную и дождливую погоду, жару и мороз, покрывается пылью и омывается водой, но всегда чутко отзывается на игру света и тени, движение облаков и солнца. Она мрачнеет в пасмурную погоду, ее внешность меняется в отражениях на водной поверхности большого водоема и маленькой лужицы.

Часто люди задают вопрос, чем отличается архитектор от обычного инженера – строителя. Не каждый специалист может доходчиво объяснить любопытствующим разницу в профессиях, ведь обе они имеют отношение к одному виду деятельности – возведение сооружений. Архитектор и инженер-строитель получают одинаковые базовые знания, но от зодчего требует более глубокого изучения особенностей местности, грунта, качества строительных материалов, способа их использования, развитие пространственного мышления и так далее.

Возвести стены из самана или деревянного сруба может каждый, даже не самый опытный, строитель. Яркими примерами могут служить коттеджи, владельцы которых не пожелали оплатить услуги архитектора. Их желания воплотил в жизнь прораб, не имеющий представление о стиле сооружения, правилами размещения комнат и окон, веранд и террас, не имеющего понятия о привязке постройки к ландшафту.

Прораб в своей работе может руководствоваться чужими проектами, упрощенными или грубо измененными в угоду владельца участка, не желающего вкладывать средства в строительство красивого и функционального дома, гармонично сочетающегося с окружающей природой.

Изредка встречаются строители, в душе которых прячется талантливый художник, который может выпустить на волю, образы своей фантазии, и превратит объект строительства в «чудо» архитектурного решения различных элементов. В доме, построенного таким «зодчим», не всегда удобно жить, но он привлекает к себе внимание и служит предметом обсуждения.

Не следует доверять проектирование и строительство жилого загородного дома инженеру или прорабу, отличающимися экстравагантностью и буйной фантазией. Их деятельность может оказаться непредсказуемой, результатом которой станет мрачное и холодное сооружение, похожее на склеп.

Разработать проект сооружения может и инженер-строитель, но можно быть уверенным, что в основу его работы будет заложен уже реализованный проект или представит заказчику работу другого архитектора. Так же при возведении постройки может быть использованный типовой проект для безликого заказчика. В подобном доме можно устроиться с комфортом, но его внешнее оформление не будет соответствовать какому-либо стилю.

Современное строительство жилых или административных зданий возводится без проекта архитектора, роль которого исполняет художественное чутье и опыт строителей, имеющих представление о традиционной и народной архитектуре. Артельный мастер досконально изучает правила строительства, образы фигур и последовательность сбора уровней объекта. Его навыки и знания свойства строительного и отделочного материала обеспечивают качество постройки.

Жесткие правила строительства, и схожесть быта определенного населенного пункта обеспечивали пристойный уровень городской архитектуры прошлого века, в стиле которой возведены дома бюргеров, живущих в северной части Европы и русских особняков XVI-XVIII вв.

В XX-XXI веках на строительном рынке место завоевали готовые элементы, выпускаемые промышленностью из синтетических или искусственных материалов, которые постепенно вытесняют натуральные. Современные строительные элементы напоминают детский конструктор «Лего», при помощи которого любое здание монтируется в короткий срок.

Небольшие здания из сборных конструкций можно облагородить цветниками, красивыми ухоженными газонами и декоративными деревьями, частично загораживающими фасад. При возведении из панелей многоэтажных домов почти невозможно облагородить их внешний вид, выделить здание от ему подобных. Монотонность архитектуры может быть «разбавлена» башенками, поместить в их ряд собор, церковь или дворец.

Распространенная архитектура жилых домов в аристократическом стиле в наше время становится редкостью, почитаемую как искусство, сочетающее в себе красоту, гармонию пропорций, комфорт и безопасность, как необходимые свойства конечного результата.

Заказчиком архитектурного шедевра может быть не только титулованная особа, имеющая представление о сооружении зданий в аристократическом стиле, которым отличалась греческая аристократия. В их понятии отложено тщеславие, прослеживаемое в бюрократических слоях государства и коммерческих корпорациях.

В музыке, живописи и литературе создание шедевров напрямую зависит от таланта художника, писателя или музыканта. Свою лепту в создании шедевра вносят исполнители и звукооператоры, записывающие музыку, сотрудники издательства, обрабатывающие рукопись в издательстве. Красивая рамка, изготовленная столяром, подсветка, направленная на освещение картины, вызывает интерес и привлекает внимание посетителей картинной галереи.

Любое произведение может стать известным уже на следующий день после создания, или прятаться в тени долгие годы. Завершение рукописи по разным обстоятельствам может отложиться на некоторое время или несколько лет. Замечательное творение Антонио Аверлино «Трактат об архитектуре» приобрел известность в России только спустя пятьдесят лет.

История архитектуры насчитывает большое количество уникальных проектов, которые не будут реализованы. Подобные «замки-призраки» могут будоражить воображение молодых архитекторов, которые увидели их в кинокартинах (Дворец Советов, проект 40-х годов) или на полотнах художников.

Основным отличием архитектуры от других видов искусств является его высокая стоимость, которая сравнима с кинематографом. Жители древних Афин в свое время вызвали восхищение величие и красота Пропилеи, но их так же повергало в негодование стоимость строительства и отделки грандиозного сооружения, так как на эти средства можно было вооружить армию.

Историками было подсчитано, что на строительство и отделку соборов в готическом стиле, правительством Франции была потрачена большая часть средств, получаемых от национального продукта в течение нескольких столетий.

Пример строительства Версаля королем Людовиком XV стал заразителен для правителей других государств. Стремясь затмить красоту Версаля, немецкие княжества разорялись. Русская императрица Елизавета Петровна вложила в отделку Зимнего дворца третью часть государственного бюджета, собранного в течение 10 лет.

Семидесятые годы прошлого столетия в столице Саудовской Аравии было завершено строительство университетского комплекса, который обошелся в 2 млрд. долларов. В девяностые годы того же столетия на реставрацию Большого Кремлевского дворца государственной казной было выделено более 340 мил.

Архитектура хоть и является дорогим искусством, но всеми экспертами единодушно признана более выгодным капиталовложением, чем архитектурные шедевры. Ежегодно в Афины приезжает большое количество туристов из разных стран. Туризм приносит в казну более половины всех доходов.

Архитектура сильнее, чем другие виды искусства, она идеально вплетается в честолюбивые стремления богатых людей, которые играют значительную роль в экономической жизни государства и общества. Этот вид искусства по праву занимает место среди своих сестер, среди которых и Клио, муза истории.

О древней и современной архитектуре можно рассказывать долго, а количество книг, посвященных созданию рукотворных шедевров мастерами различных стран и эпох, насчитывается несколько сотен тысяч. Некоторые авторы пишут отдельные повествования об архитектурных стилях разных стран, другие пишут об архитектуре отдельно взятых эпох, таких как доисторическая, античная средиземноморская, средневековая, современная и новейшая.

Профессионалы по отдельности рассматривают каждую группу строений одного назначения и отдельные архитектурные элементы. Авторы описаний архитектурных приемов размещают свои статьи в энциклопедиях по алфавиту, что позволяет быстро найти информацию различного направления в области строительства.

На протяжении длительного времени обновляются устаревшие сведения и включаются описания новых строительных материалов и способы работы с ними. Накопленный опыт позволяет составить мнение об архитектуре в целом, руководствуясь характерными признаками.

Одним из таких признаков является архитектура, созданная среди стихий, которая служит не только творческой игрой с природными силами, но и надежной защитой от этих сил. Для более полного представления о предмете разговора, необходимо познакомиться с основными элементами работы мастера.

«Азбука» архитектора имеет сходство работой живописца, в распоряжении которого находится несколько составляющих, используемых для создания картины: эскиз, краски основных цветов и навыки работы в черно-белой тональности. Зачастую работу архитектора сравнивают с работой композитора, создающего музыку при помощи нот.

Как писатель помогает родиться на свет книге при помощи различных сочетаний букв, так и мастер-архитектор создает свое произведение при помощи кирпичиков, блоков или плит, похожих на абзац литературного произведения или поэтической строфы.

Разобрав все составляющие создания архитектурных элементом, можно получить представление о мастерстве древних зодчих и сравнить его с работами архитекторов-художников других эпох, выявить национальные ритмы и сравнить их с ритмами современной архитектуры.

Только после того, как будут разгаданы загадки приемов создания архитектурных шедевров древних мастеров, можно приступить к ознакомлению с экспонатами всемирного «музея», которые известны и виде отдельных фрагментов, представляющих определенные группы.

Некоторые «специалисты» в области строительства и архитектура спешат высказать свое мнение еще до того, как ознакомятся с историей и процессом создания предмета дискуссии, пытаются определить эпоху и стиль «экспоната».

Знакомство с содержимым сокровищницы музы Клио не должно быть торопливым. Необходимо совершать «экскурсии» в прошлые века, знакомиться с историей возникновения, расцвета и заката государства.

Предугадав желание читателя книги по архитектуре, проявившего интерес к ознакомлению с приемами работы с различными строительными материалами, автор поместил словарь-указатель в конце фолианта. Книга претендует на роль гида, грамотно распределяющего время «экскурсии» с целью предоставления большого объема информации о мире архитектуры.

Египетская формула

Это всего лишь последовательность поступательного движения вглубь, вдоль постоянной оси. Наиболее бедным выражением этой формулы следует счесть всякую прямую дорогу, аллею, всякий прямой коридор. В этом случае, как бы ни был широк обзор, распахнутый во все стороны, если это дорога или железнодорожная колея в степи и пустыне, движение вперед безусловно основное. Если обзор в стороны…

Финал большого стиля

Мы уже видели, как в Европе современная архитектура начала расщепляться на отдельные течения, каждое из которых расписывалось в верности единому стилю, в действительности отходя от него все дальше. В США, где имплантация современной архитектуры происходила стремительно, ее распад происходил гораздо медленнее. Слишком многочисленно было поколение поклонявшихся «йелльс-кой коробке», слишком уже силен был диктат ведущих архитектурных…

Мера и пропорция

Чтобы строить что бы то ни было, нужна мера. Мы успели привыкнуть к абстрактному счету в метрах и сантиметрах, так что нужно уже некоторое усилие для того, чтобы осознать ненатуральность этого счета, изобретенного деятелями Великой французской революции, выросшими на концепции механического понимания мироустройства. Исходно за мерой человеку незачем было далеко идти, ведь мера заключалась в…

Архитектор клиента

При знакомстве с деятельностью знаменитых мастеров у читателя могло сложиться впечатление, будто все архитекторы всегда озабочены исключительно творческим самовыражением, а клиент для них — не более чем полезный инструмент, необходимый для финансирования их собственных замыслов. Разумеется, это отнюдь не так. В абсолютном большинстве случаев архитектор воспринимает свою роль гораздо скромнее, и в собственных глазах он…

Наследники Византии

Что на Северо-Западе, что на Востоке Европы, чем формальнее был акт принятия новой христианской веры, тем с большим рвением князья водружали храмы на месте низвергнутых идолов. Рим лежал в руинах, навсегда, казалось, утратив свое значение, и все взоры в поиске образцов обращались на Юг, к Константинополю — как к второму Риму. Естественно, что первые церкви…

«Зеленая» архитектура

Осмысливая в самом начале книги взаимодействие архитектуры и стихий или обсуждая работы «архитектора клиентов», мы уже прикоснулись к той проблеме, что на ближайшие десятилетия может оказаться ключевой для всей строительной политики человечества. Дело в том, что, вопреки очевидности нехватки ресурсов, грозящей в ближайшем будущем, все технологически оснащенные общества продолжают строить так, как если бы ресурсы…

Уловление гармонии

Русским зодчим было легче, так как они прямо следовали в русле античной традиции, видоизменяя ее естественно и нимало о том не задумываясь. Своя логика гармонии была, разумеется, внутри готики на протяжении трех веков ее развития — об этом мы будем говорить, рассматривая судьбу стиля. Зодчие раннего Ренессанса были поначалу слишком скованы тем, что оказались глубоко…

Амстердам

В XVII в. маленькая с сегодняшней точки зрения Голландия была в зените могущества -только к концу столетия Англия набрала достаточно сил, чтобы всерьез состязаться с Голландией, а затем и вырваться вперед. Застыл в упадке фламандский Брюгге, утратил позиции Антверпен, когда Амстердам занял позицию лидера северной Европы. Это был странный город. Твердокаменные протестанты, жители Амстердама отнюдь…

Обманчивая простота масштабности

Что такое размер, на первый взгляд, совершенно понятно. Однако это иллюзия. В действительности мы определяем размер только двумя способами. Один — точный. Это когда мы говорим: башня высотой 90 м, арочные ворота шириной 4,20 м и высотой в замке, скажем, 6 м. Впрочем, подобная точность требуется единственно для логической части нашего разума, оперирующей привычными абстракциями….

Лондон и другие

К началу XIX в. рост столичных городов резко ускорился — теперь они без помех питались мощью крупных держав и состязались между собой роскошью своих улиц. Петербургспешил доказать выход России в ранг великих держав, одевая в гранит набережные и обустраивая улицы колоннадами. Вена создавала Ринг — кольцо бульваров на месте старых укреплений, — выстраивая вдоль него…

По материалам Wikipedia