Искусство ближнего востока и Месопотамии
При Ахемене, а затем Кире, Камбизе и Дарий ахемениды (персы) установили и распространили свое господство на Ближний Восток и всю Азию до самой Индии. Между VI и IV столетиями до н.э. возникает, главным образом во дворцах Персеполя, в Иране, и Суз, в Эламе, придворное искусство, которое прославляет власть монархов этой обширной империи. Иранское нагорье было…
Голова олычека, высеченная из базальта (1000-800 гг. до н. э.; высота 2,41 м, вес 25 т) — превосходный образец искусства доколумбовой эпохи, сохранившийся в Археологическом парке Ла Вента, в Вильяэрмоса, Табаско (Мексика). Из вышесказанного становится понятным, что из необъятного количества археологических находок, например, керамики доиспанских культур, существовавших на территории современных Мексики и Перу, мы могли…
Политическими единицами являлись города-государства под покровительством какого-либо из богов. В них поддерживалась централизованная организация, осуществлявшая контроль за ирригационными каналами для посевов. Правители являлись лишь распорядителями земли, принадлежавшей богам, а весь народ как бы состоял на службе у этих богов. Взамен они молили силы природы о защите от засух, наводнений или войн, которые угрожали их жизни….
В конце III тысячелетия до н.э. город Лагаш (современный Тепло) испытал период бурной художественной деятельности, которая оставила в наследство одну из самых скромных тенденций во всем скульптурном искусстве древности. Это образцы, по отношению к которым не прослеживается преемственности в последующие периоды, что делает их еще более ценными. В эпоху, когда утвердился хаос господства гутиев, правитель…
Наиболее значительные останки персидской архитектуры находятся в городах Пасаргада, Персеполь и Сузы. Во времена царствования Дария I окончательно сложился архитектурный тип, который отличает данный вид искусства. В качестве основных материалов использовались древесина, камень и кирпич. В ахеменидском искусстве важнейшим сооружением являлся дворец. Он был символом придворной власти и по форме представлял собой синтез различных элементов…
Искусство, вместе с религией и поэзией, образует, по Гегелю, триаду основных проявлений человеческого духа. Оно, в силу своего осязаемо-чувственного характера и конкретности форм, является, несомненно, лучшим инструментом для глубинного исследования природы и внутреннего мира человеческих существ — без необходимости прибегать при этом к рациональным научным методам. С точки зрения исторического познания произведения искусства лучше любой…
Первые проявления искусства Месопотамии встречаются в живописи, применявшейся в украшении изготовленной вручную керамики. Последующее развитие керамики на протяжении IV тысячелетия до н.э. связывает север с юго-востоком Месопотамии. Возникает так называемый «стиль Суз», с изящной орнаментацией стилизованных форм растений, а также животных красного или коричневого цвета, вписанных в геометрические структуры на светлом фоне. В южных областях,…
Вторжение семитских народов, амо-ритов, пришедших с запада, породило синкретическое искусство, основанное на существующей шумерской традиции. Знаменитые статуи происходят из города Мари, который в эту эпоху достиг вершины своего расцвета благодаря торговой деятельности. Они представляют собой изображения правителей (с характерными для семитских этносов чертами) с длинными бородой и волосами. По сохранившимся образцам можно констатировать наличие двух…
Оригинальным элементом ахеменид-ского искусства является колонна, широко использовавшаяся во всех зданиях. Первоначально колонны были из дерева, покрытого раскрашенной штукатуркой, с каменным основанием, украшенным горизонтальными каннелюрами. Отдельные колонны данного типа сохраняются в Пасаргаде (Иран). Любовь ко всему грандиозному и пышному, характерная доя ахеменидской архитектуры, отсутствует в погребальных сооружениях, которые возводились с предельной скромностью. Монумент, известный как…
«Гилгамеш, куда направляешься ты? Жизни, которой ты так добиваешься, ты никогда не сможешь достичь. Потому что, когда боги создавали человека, они вселили в него смертность, оставив бессмертие самим себе. Гилгамеш, наполняй свое чрево, веселись денно и нощно, пусть дни твои будут полны веселья, проходят в танцах денно и нощно. Облачайся в свежую одежду, мой голову…